Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Орловская область, Верховский район, поселок городского типа Верховье
Памятник воинам 54-го отдельного дивизиона бронепоездов
54 отдельный дивизион бронепоездов в годы Великой Отечественной войны-1941-1945 г.г прошел славный боевой путь. Создание 54 отдельного батальона бронепоездов относится к периоду сложной и тяжелой обстановки, нависшей над сердцем нашей Родины-Москвой в ноябре 1941 года.
В начале ноября 1941 года принято решение о формировании 54 отдельного дивизиона бронепоездов. По заданию Государственного Комитета Обороны, строительство бронепоездов 54 отдельного дивизиона было возложено на локомотивное депо Всполье – ныне Ярославль-Главный. Бронепоезд по своему вооружению являлся мощной, боевой и тактической единицей, и предназначался для ведения боевых действий с противником в полосе важных железнодорожных узлов, по прикрытию их с воздуха, уничтожению прорвавшегося противника. Для связи с частями и соединениями использовалась мощная радиостанция. Личный состав бронепоезда комплектовался из смелых, стойких, мужественных бойцов и командиров, лишенных чувства страха, панического настроения в сложных условиях боевой обстановки, способных выдержать любые испытания в единоборстве с врагом и добиться победы. В противоздушной обороне города Москвы личный состав бронепоезда получил хорошую боевую закалку, проявил смелость и мужество при бое с самолётами противника. 26 апреля 1942 года дивизион бронепоездов по приказу командующего бронетанковыми имеханизированными войсками Красной Армии выбыл в действующую армию в распоряжение командующего Брянским фронтом. В 6.00 9 мая 1942 года дивизион бронепоездов прибыл на станцию Верховье, примерно в 20-25 километрах от передовой линии фронта и поступил в распоряжение командующего 48 армии. На станции в это время находился эшелон, предназначенный для эвакуации раненых, и производилось их размещение в вагонах. Вскоре на станцию прибыл эшелон с вооружением и боеприпасами. Бронепоезда дивизиона оказались между эшелонами, что существенно беспокоило, так, как исключался манёвр бронепоездов в случае налёта авиации противника. И действительно, ещё не была закончена эвакуация раненых и выгрузка вооружения с боеприпасами, как появились немецкие бомбардировщики в сопровождении истребителей. По тревоге личный состав бронепоезда снял свои боевые места.
Из воспоминаний ( записи хранятся в музее МБОУ "Верховская СОШ №1") командира взвода зенитных пушек 2 бронепоезда ст. лейтенанта Шагеева Н. М.: « 9 мая 1942 года, на ст. Верховье при отражении налёта группы немецких бомбардировщиков на бронепоезд состоялось первое боевое крещение В этот день рано утром бронепоезд прибыл на станцию. Утро было тёплое, солнечное. Небо было покрыто низкими редкими облаками. Внезапно в небе появляется самолёт разведчик, прозванный солдатами на фронте «костыл» из-за неубирающихся шасси. Костыл осторожно летал вокруг станции наблюдая над тем, что же происходит на станции. Нашлись смельчаки готовые припугнуть разведчика: прозвучали несколько выстрелов. Разведчик исчез также внезапно, как и появился. Около 11 часов дня над станцией появилась группа немецких бомбардировщиков Ю-88 в количестве 11 штук. Все они построились в кильвоторную колонну и начали летать один за одним по окружности вокруг станции, выбирая каждый в отдельности удобный момент для нападения на бронепоезд. Каждый самолёт при этом старался бомбить с пикирования, используя для этого низкие облака. Учитывая манёвр самолётов противника, зенитчикам приходилось вести огонь только по тем самолётам, которые угрожали непосредственно бронепоезду. Задача сводилась к тому, чтобы выбрать в данный момент такую цель для обстрела, которая только что ложилась на боевой курс для бомбометания. После того как эта цель в результате меткого огня зенитных орудий была вынуждена свернуть с боевого курса бомбометания, огонь переносился немедленно на более опасный самолёт. Таким образом, для зенитчиков в данный период главная задача заключалась в том, чтобы не дать юнкерсам совершить прицельное бомбометание по бронепоезду. Это имело первостепенное значение и явилось главной задачей в бою. Зенитчики с этой задачей справились с честью – ни одна бомба не упала на бронепоезд. В этом бою особое мужество проявил наводчик орудия рядовой Пипекин. В этом же бою, выполняя свой долг на боевом посту, погибли расчёт пулемёта ДШК и среди них командир бронепоезда ст. лейтенант Горбачёв А. Р.. В составе Брянского фронта 54 ОДБП принимал участие в боях на Курской дуге на участке железнодорожной ветки Верховье – Ливны».
Бронепоезд в оборонительных боях на орловском направлении, в период подготовки немецко-фашистских войск к наступлению в летней компании 1942 года, неоднократно участвовал в артиллерийском налете по уничтожению живой силы и огневых средств противника в районе Залегощь, обеспечивал передовые подразделения вооружением и боеприпасами, участвовал в противовоздушной обороне станции Верховье, Русский Брод. Все эти действия бронепоезда вызывали «охоту» за ним со стороны авиации врага. 18 июля 1942 года за успешное выполнение заданий командования дивизиона бронепоездов и командования 48-й армии, бронепоезду было вручено Красное Знамя командиром дивизиона майором Ивановым П.И. и комиссаром дивизиона бронепоездов, старшим политруком Черкасовым К.С. С 5 по 12 июня 1943 года дивизион бронепоездов участвовал в оборонительных боях в районе станции Залегощь, штаб дивизиона располагался в Дичне.
За проявленную смелость и отвагу в боях на Курской дуге высокой правительственной награде было удостоено 8 человек.
В течение этого периода в оборонительных боях 1942-1943 годов бронепоездом было сбито 4 самолета противника, нанесено поражение врагу в живой силе и огневых средствах, но самое главное состоит в том, что в результате противоздушного прикрытия станций Верховье, Русский-Брод, Красная Заря от авиации противника, спасены сотни человеческих жизней, десятки эшелонов с вооружением и боеприпасами. 27 февраля 1945 года 54 отдельный дивизион бронепоездов выбыл из Крыма в город Наро-Фоминск и 6 марта 1945 года был расформирован.
15 апреля 2015 г., 20:19
Ошибка 500 — возникла ошибка при отработке запроса



Ошибка 500

Возникла ошибка при обработке запроса

Возможные причины, по которым возникла эта ошибка:
  • Ошибка выполнения скрипта
    Проинформируйте пожалуйста, владельца сайта о возникшей ошибке.

  • Не хватает ресурсов для работы сервера
    Попробуйте обратиться к сайту позже.

Перейти на главную страницу