Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Тимирязевская улица
Военно-патриотический музей в школе-интернате
Здравствуйте!
Мы, учащиеся 3 «А» класса ГБПОУ КСУ № 10, подразделение № 4 (интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья), который расположен в Северном округе г. Москвы по адресу улица Тимирязевская, дом 21, вместе с нашим классным руководителем Петровой Натальей Михайловной, учителем истории Масленниковой Валерией Вадимовной и воспитателем Сычёвой Ольгой Валентиновной хотим рассказать о своём школьном военно-историческом музее «Дорогами Великой отечественной войны», который был открыт 7 мая 2005 года, в годовщину 60-летия великой Победы над фашистской Германией.
Открытие нашего музея является итогом многолетней подготовительной работы всего педагогического коллектива. Практически каждый педагог, занимаясь патриотическим воспитанием, изучением исторического прошлого нашего народа, имел в своем личном архиве ценнейшие материалы по истории ВОВ. Пять педагогов бережно хранили уникальные документы из семейного архива, связанные с военными событиями, своих родственников. 14 человек из коллектива школы во время войны были детьми и сохранили в своей памяти массу детских впечатлений о жизни в военное время.
У нашего интерната есть добрая традиция – поддерживать тесную связь с ветеранами войны, которые живу в непосредственной близости к школе. Поэтому всем коллективом было принято решение объединить весь накопленный материал и представить его в школьном музее. Самым активным инициатором создания музея был бывший директор школы-интерната <nobr>Наливайко Г. А.</nobr> (в 2014 году ушла на заслуженный отдых), стараниями которой было выделено помещение и закуплено специальное музейное оборудование, представлено более 20 единиц экспонатов для школьного музея из личного семейного архива. Зам. директора по УВР <nobr>Мазорук Е. Д.</nobr> при активном участии всех педагогов разработала концепцию развития школьного музея, определив перспективные в деятельности музея, объединила вокруг себя инициативных педагогов, которые и вошли в актив музея.
Музейные экспозиции распределены по трем направлениям:
 «Из семейного архива»
 «Военное детство»
 «Ветераны живут рядом»
Самая большая экспозиция – «Военное детство», которая представлена детскими фотографиями, воспоминаниями наших педагогов (15 именных папок), предметами военного времени (посуда, предметы быта, интерьера, игрушки).
Особую роль во всех экспозициях играют предметные макеты, изготовленные учащимися старших классов по фотографиям, фильмам и при участии очевидцев военного времени. Так, к 60-летию Великой Победы нашими воспитанниками вместе с педагогами <nobr>Сарычевой С. С.</nobr>, <nobr>Ягольницер Г. Г.</nobr>, <nobr>Ивановым М. Ю.</nobr> был изготовлен макет посылки в натуральную величину, точную копию тех, которые собирали для отправки на фронт солдатам взрослые и школьники тех времен. Посылка представляет собой деревянный ящик, в который вложены типичные для военного времени «гостинцы» на фронт: сухари, кисет с махоркой, вязаные рукавицы, портянки, письма-треугольники. В процессе творчества, когда наши учащиеся работали по подготовке этой посылки, происходило самое главное – мы, дети с помощью «погружения» в историческую эпоху, поняли что значит быть патриотом своей страны.
Из рассказов наших педагогов мы узнавали интереснейшие подробности жизни людей во время войны. Очень нам нравятся «круглые столы», когда мы – дети рассаживаемся вокруг настоящего круглого стола, на котором размещаются наглядные пособия по теме. Например, педагог рассказывает о блокаде Ленинграда: каждому ученику предлагается взять отксерокопированную копию хлебной карточки и получить по ней кусочек хлеба с отрубями в натуральную величину и точно по весу.
В качестве лакомства для детей, очень популярного в годы войны, предлагается детям попробовать жмых, с объяснением его происхождения.
В музее имеется уникальная кукла, изготовленная в 1944 в Москве, которая была подарена музею воспитателем <nobr>Шаройко Т. М.</nobr> и в военные годы была ее единственной игрушкой.
Наши воспитатели наглядно показывают, как готовили взрослые детей к жизни в условиях военного времени. У каждого ребенка был свой самодельный рюкзачок, в котором была записка со всеми данными ребенка, запас воды и что-нибудь из еды: сухари, сушеные яблоки, ягоды, жмых. Затем, на практическом занятии, дети вместе с руководителем музея создали макет-копию такого же самодельного рюкзака и его содержимого.
Тема, связанная с военной Москвой, является основной в работе нашего музея, т.к. наши воспитанники с особыми образовательными потребностями и не могут вести поисковую, исследовательскую работу, они нуждаются в конкретном практическом материале. Поэтому руками воспитанников (при помощи педагогов дополнительного образования) для музея изготовлены макеты, демонстрирующие жизнь в Москве в военное время. Это большой макет аэростата, макет разрушенной стены дома с заклеенными крест-накрест бумагой окнами, макет близлежащей территории у Тимирязевской академии со следами разрушений от бомбежек, макет подмосковной железнодорожной станции, макет военного штаба по подготовке контрнаступления наших войск под Москвой.
В ходе такой практической деятельности мы дети погружаемся в ту эпоху, получаем наглядное подкрепления для создания исторических представлений, имем возможность задавать вопросы по существу темы.
Интересная работа ведется и по направлению «Из семейного архива».
Данная экспозиция представлена фотографиями, документами (справки, «похоронки», листовки), письмами, личными вещами участников ВОВ. В создании экспозиции огромную помощь оказывают педагоги, чьи отцы воевали. Это учитель трудового обучения <nobr>Барбашова Н. К.</nobr>, учитель русского языка <nobr>Сарычева С. С.</nobr>, учитель начальных классов <nobr>Сергеева А. В.</nobr>, воспитатель <nobr>Пенькова Л. А.</nobr>, воспитатель <nobr>Буровина Т. Н.</nobr>, и, конечно, наш бывший директор Наливайко <nobr>Г. А. Интересной</nobr> находкой в работе по этому направлению является серия встреч «От всей души», где представлены различные виды деятельности, но главное – это рассказ одного из наших педагогов, чье детство выпало на страшные военные годы, о своем отце, участнике ВОВ, который сопровождается показом семейных реликвий (фотографий, писем). В сценарий включены театрализованные сценки, песни, стихи о военном времени. В таком мероприятии всегда придумывается «приятная неожиданность» в виде специального подарка. Это могут быть копии игрушек той эпохи, связанные с очень сильными впечатлениями, т.к. рассказчиками во время войны были маленькими детьми.
Сильнейшее впечатление производит прослушивание военных песен на патефоне, подаренном музею директором школы-интерната Наливайко <nobr>Г. А. Большой</nobr> вклад в создание экспозиции «Из семейного архива» внесла наш педагог <nobr>Сергеева А. В.</nobr>, которая предоставила личные вещи своего родственника Карпова Леонида Ивановича, который во время войны командовал кораблями Балтийского флота. Это китель, фуражка, фронтовой портрет, корабельные часы, фотоальбом, планшет. Семья нашего учителя <nobr>Сергеевой А. В.</nobr> имеет очень богатую историю, т.к. почти все женщины и все мужчины старшего поколения воевали во время ВОВ
Семья нашего воспитанника Мурзака Димы предоставила ценнейшие экспонаты для нашего музея (письма, документы, фотографии прадедушки Димы).
И взрослые, и дети вовлечены в процесс изучения истории войны, истории битвы за Москву на примере своих родственников.
Не забудутся нами встречи с ветеранами, которые живут недалеко от школы-интерната. К сожалению, с каждым годом их становится все меньше, но остаются фотографии, видеозаписи, воспоминания.
Огромный вклад в организацию экспозиции «Ветераны живут рядом» внесли ветераны ВОВ <nobr>Антонов А. И.</nobr>, <nobr>Чобанян Г. А.</nobr>, которых уже нет с нами. До сих пор мы приглашаем на наши мероприятия <nobr>Заликину Л. С.</nobr>, <nobr>Лукьянова Ю. А.</nobr>, <nobr>Байкову В. М.</nobr>, наши воспитанники с большим интересом и почтением слушают их рассказы.
Экспозиция «Ветераны живут рядом» представлена в виде рукописей, фотографий, «Книги Памяти», видеофильмов, книг, исторических фотодокументов, личных вещей ветеранов, их боевых наград.
Благодаря нашему учителю истории <nobr>Масленниковой В. В.</nobr> музей имеет хороший архив фото и видео материалов, повествующих о наших встречах с живыми носителями истории. В музее проходят уроки истории, посвященные великим датам ВОВ, повседневной жизни, подвигу народа в военное время.
Работа школьного музея коррекционного учреждения, конечно, отличается своей спецификой. Как сказано выше, мы не имеем возможности осуществлять поисковую, исследовательскую работу, наши воспитанники не могут обрабатывать, обобщать исторический материал, работать с экспонатами, проводить экскурсии в музее без помощи педагога, организовывать встречи, вести переписку. Все эти мероприятия осуществляет актив музея с посильным участием воспитанников.
Среди традиционных мероприятий музея можно назвать:
 Уроки истории в музее
 Круглые столы-практикумы
 Экскурсии для малых групп
 Встречи с ветеранами ВОВ
 Мероприятия, посвященные великим датам войны (линейки, радиогазеты, утренники)
 Экскурсии к военным мемориалам
 Конкурсы чтецов, рисунков, макетов и другие.
 Обмен группами школьников с другими школьными музеями для знакомства с музеями округа.
Хочется отметить, что школьный музей «Дорогами ВОВ» не находится в изоляции, в мероприятиях музея активное участие принимает не только актив музея, но также все педагоги, воспитатели, старшая вожатая. Школьный музей играет позитивную роль в изучении исторического наследия предыдущих поколений и является базой всей работы по патриотическому воспитанию учащихся.
14 апреля 2015 г., 22:31
ГБПОУ КСУ №10 подразделение №4 (интернат)
Школа-интернат VIII вида №81
Мазорук Е. Д.
Сычёва О. В.
Петрова Н. М.
Масленникова В. В.

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

11 016 памятных мест 11 059 историй 4 901 город

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.