Воинам Великой Отечественной войны посвящается
улица Деменева
Мемориальная доска об эвакогоспитале № 2 224 на здании первой городской больницы (ныне – поликлиника № 1 имени академика Е. Вагнера)
Война и события военных лет не обошли стороной наших уральских мест. В городе Березники, в годы Великой Отечественной войны, стоял госпитальный гарнизон.
ЭВАКОГОСПИТАЛИ – это медучреждения, которые развертывались в тылу на время войны. В них лечились эвакуированные с фронта больные, раненые солдаты и даже пленные. В годы войны, в Березниках было сформировано 9 госпиталей.
Первых раненых привезли в первую городскую больницу (ныне – имени Академика РАМН Е.А.Вагнера) 9 августа 1941 года. Этот первый эшелон принимали 5 дней. Трудностей было немало. Все санитарные поезда прибывали на станцию «УСОЛЬСКАЯ». Тут шло распределение раненых по госпиталям, и имелась карантинная зона (чтобы пресекать распространение инфекции). Доставка раненых до госпиталей осуществлялась различными средствами. Это были и конные повозки, и заводской транспорт, сани и другие средства.
Все было не просто, и медработники лечили и трудились по – военному. Была очень строгая дисциплина. По законам военного времени за прогул отдавали под суд. Это понимал весь медперсонал госпиталей. Работали без выходных дней, без очередных отпусков, дежурили сутками. Но, не смотря, ни на что, энтузиазм и патриотизм наших людей оставался очень высоким.
Самый тяжелый физический труд ложился на младший персонал. Это были, в основном девушки и женщины, которые носили на себе тяжелораненых солдат. Надо было создать уют, поддерживать чистоту, кормить, мыть солдат. Ведь многие были обездвижены. Бойцов поддерживали не только физически, но и морально. Старшие медработники – квалифицированные врачи тоже трудились, не выходя сутками из операционной. Их подвиг – бесценен. Спасение тысяч и тысяч жизней.
Надо сказать, что и бытовые вопросы госпиталей старались решать всеми возможными способами. Появлялись рядом подсобные хозяйства, поля, огороды, животноводческие фермы. В лесах летом собирали ягоды и грибы. Витамины раненые тоже получали. Горожане не остались в стороне. Они помогали, чем могли. Несли книги, белье, ковры, кровати, предметы обихода. За каждым госпиталем были закреплены шефы: те организации и предприятия города, школы, которые помогали ремонтировать помещения, ухаживать за ранеными, организовывали дежурства. Конечно, особенно в летнее время, в госпитале проводилась большая культурно- просветительская работа: выпускались стенгазеты, работали кружки. Также функционировали волейбольные площадки, устраивались шахматные турниры.
<nobr>Начальником Э. Г.</nobr> был назначен Александр Павлович Носков – главный врач и главный хирург города, майор медицинской службы. Это был огромный талант организационной и координационной работы.
Его госпиталь по праву считался показательным. Все кабинеты были хорошо оборудованы. Головной госпиталь был рассчитан на 700 мест. За время работы сюда поступило более 10 000 человек, сделано 5 202 операции, умер – 61 человек. Носков работал в нашем городе с 1931 года, имел опыт Первой Мировой войны. С самого начала работы госпиталя остро встает вопрос кадров. Врачей не хватало. У <nobr>А. П. Носкова</nobr> возникла острая необходимость готовить специалистов собственными силами. С первых дней работы им читались лекции по военно-полевой хирургии, проводились госпитальные врачебные конференции. За это время Александр Павлович воспитал целую плеяду талантливых хирургов. В их числе: <nobr>А. И. Островидов</nobr>, <nobr>О. Н. Худияровская</nobr>, <nobr>А. В. Меринов</nobr> и другие.
Профиль головного госпиталя был установлен на «общехирургический», и сюда начали поступать больные с самыми тяжелыми ранениями. Здесь были раненые с огнестрельными ранениями бедра, повреждениями костей и суставов, нервов. Лично Александр Павлович за все время врачебной практики сделал более 20 тысяч операций. Он был человеком науки, требовал от своих подчиненных не только практического, но и научного роста. Имея множество опытных материалов для изучения, <nobr>А. П. Носков</nobr> написал и опубликовал две научные работы по лечению трудно-заживляющих ран и издал листок обмена опытом. Врачи под его руководством часто выступали на съездах врачей Уральского военного округа. Александр Павлович не раз получал благодарности от руководства.
После излечения, раненых выписывали, и они снова уходили на фронт. 85−90% солдат были морально и физически здоровы. И это несмотря на все трудности военной поры. Ведь не хватало самого необходимого: питания, топлива, антибиотиков, перевязочного материала. И зачастую все делалось на энтузиазме врачей и медсестер, этих замечательных людей благородной профессии. Они делали невозможное – спасали, ставили на ноги, лечили, кормили.
Все медики были преданы своему делу и трудились несмотря ни на что. Многие из них воевали на разных фронтах, в госпиталях на колёсах и делали сложнейшие операции в полевых условиях.
Вот так и прошли они вместе войну под руководством <nobr>А. П. Носкова</nobr>.
4 апреля 1946 года из госпиталя выписались последние раненые. К тому времени <nobr>А. П. Носков</nobr> стал уже заслуженным врачом РСФСР. Его регалии это: Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За доблестный труд» и «За Победу над Германией».
До 1965 года <nobr>А. П. Носков</nobr> оставался на посту главного хирурга второй областной больницы в городе Березники Пермской области.
Его жизнь – пример для подражания, источник воли и мужества для всех поколений!
10 апреля 2015 г., 21:56
Степан Казаринов
Я ученик 4 класса МАОУ СОШ № 11 города Березники Пермского края. В моей работе мне помогали: моя мама – Казаринова Марина Германовна и классный руководитель – Соколова Наталья Анатольевна

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

11 016 памятных мест 11 059 историй 4 901 город

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.