Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Алтайский край, Барнаул
Мемориал Славы
МЕМОРИАЛ СЛАВЫ
Мемориальный комплекс состоит из трех основных архитектурных сооружении. Первое – скульптурная группа «Прощание» и стела на гранитном постаменте. Высота стелы достигает 24 метров, резана она на колыванском заводе из гранита. Скульптура несколько ниже стелы, сделана из бронзы в 1970 году в Мытищах на заводе художественного литья. Скульптурная группа «Прощание» изображает знакомую сцену военных лет: мать, провожающую на фронт сына. Рядом на гранитном постаменте – стела, представляющая штык, выполненный из бронзы с изображением рельефов «Сибиряки и фронт"', «Сибиряки и тыл». Основная мысль этой композиции – единение фронта и тыла.
Второй тематический центр был открыт 9 мая 1975 года. Это площадь, по обеим сторонам которой поставлены урны с землей, где приходилось воевать жителям Алтая: земля Тулы, Одессы, Сталинграда, Бреста <nobr>и т. д.</nobr>
Завершает мемориал Славы бетонный редут в виде разорванного с двух сторон кольца. Это сооружение символизирует Сталинградскую битву, которая стала переломным моментом в войне. С правой стороны приведены слова известного поэта Роберта Рождественского: «Вспомним всех поименно». В пространстве редута находится 14 тысяч табличек с именами тех, кто погиб на войне. Здесь же есть геральдические барельефы из кованой меди, посвященные восьми родам войск, возле каждого горит Вечный огонь.
Cозданная территория, на которой сейчас находится мемориальный памятник, выбрана не случайно. В годы войны на месте площади Победы и мемориала была привокзальная площадь, 60 лет назад здесь находился деревянный клуб железнодорожников, вокруг которого был парк. Тысячи наших земляков ушли с этой площади, и не зря память о них навсегда связана с этим местом. «На фронт я отправился, когда мне было 16 лет и два месяца, – вспоминает Василий Павлович Лукьянченко, ветеран ВОВ. – На привокзальной площади нас построили, 70 человек ребятишек. Я, поскольку был высокий, стоял четвертым в ряду, возможно, поэтому меня и взяли на войну. Многие мои ровесники отправились в этот день домой. Помню интересный случай: был тогда со мной в строю четырнадцатилетний мальчишка Степан Пирогов, его старшина на фронт брать отказался. А когда мы на поезд до Новосибирска садились, оказалось, что Пирогов в поезде спрятался и вместе с нами на фронт поехал. Уже после он погиб в одном из тяжелейших боев с немцами».

В 1995 году на празднование 50-летия Победы администрация города решила сделать подарок всем ветеранам, так в композиции мемориала Славы появилось еще одно сооружение, где перечислены имена жителей Алтая – полных кавалеров ордена Славы и Героев Советского Союза. Композицию этого памятника создавали художник-монументалист Владимир Добровольский и известные барнаульские архитекторы Александр Деринг и Сергей Тисленко.


По мнению профессионалов, по уникальности, красоте и качеству исполнения наш мемориал – один из лучших в России.















Москва признает архитектурный проект мемориала одним из лучших, и Мельников вместе со скульпторами Михайловым, Добровольским и Мироновым были награждены медалями, дипломами и денежными премиями. Это место стало главным для всех женихов и невест, ставших молодоженами, – из Дворца бракосочетания они едут сначала к мемориалу, – потом на новый мост через Обь.
Архитектурно-скульптурные ансамбли играют важную роль в городской среде, выполняя мемориальную, идеологическую и общественно-воспитательную, а также эстетическую и градообразующую функции. Мемориальный комплекс, посвященный событиям Великой Отечественной войны 1941−1945 г. г., был ведущим жанром монументального искусства 1960−1970-х г. г.



В Барнауле самым значительным мемориалом героям Великой Отечественной войны 1941−1945 гг., решенным на основе синтеза пространственных искусств, является мемориал Славы, созданный творческой группой архитекторов, скульпторов, художников (В.Ф. Налимов, В.Э. Остен-Сакен, <nobr>П. Л. Миронов</nobr>, <nobr>К. Г. Чумичев</nobr>, В.Ф. Добровольский).
Центральная часть мемориала включает скульптурную группу и стелу, которые установлены на гранитном стилобате размером 15×14 м. Скульптурная группа «Прощание» создана скульптором <nobr>П. Л. Мироновым</nobr>, выполнена в бронзе и установлена на низком постаменте в правом ближнем углу стилобата. Выбор темы композиции обусловлен реальными событиями: на этом месте происходило прощание с родными, вручение оружия воинскому подразделению перед погрузкой в эшелоны и отправкой на фронт.
Активным элементом в организации пространственного решения мемориала является вертикальный объем стелы. Расположенная в левом дальнем углу стилобата, 24-метровая стела (художник В.Ф. Добровольский), с боков облицованная медными блоками, по форме напоминает поднятый вверх штык с флагом. Двусторонний многофигурный рельеф стелы передает сцены и символические картины военных лет.
Рельефы одной стороны стелы посвящены теме «Сибиряки и фронт», которая раскрывается в следующих сюжетах:
• клятва воинов на оружии;
• проводы уходящих воинов на фронт;
• призыв комиссара в бой;
• победа.
Сюжетная канва другого рельефа «Сибиряки и тыл» развивается также ярусно:
• Родина-мать зовет;
• труд в сельском хозяйстве;
• труд в промышленности;
• встреча воинов;
• Победа!
Оба рельефа имеют сюжетное развитие снизу вверх, начинаются цифрами «1941» и венчаются цифрами «1945».
К 30-летию Победы мемориал получил пространственное развитие вглубь – смысловым и композиционным завершением мемориального комплекса стал пантеон, имеющий форму рассеченного круга. За скульптурной группой была сооружена площадка, усыпанная крошкой красного кирпича (символом крови), по периметру которой симметрично расположены два ряда плит (кубы с именами городов-героев), направляющих движение зрителя к пантеону. Внутри него установлены щиты с рельефными изображениями воинских атрибутов; в нишах пантеона – восемь чаш с вечным огнем, а на щитах – имена павших в боях за Родину воинов.
Стены пантеона высотой четыре метра выполнены из бетона, облицованы мраморной крошкой и белым цементом, входы ограничены пропилеями из полированного гранита, на которых начертаны строки «Реквиема» Р. Рождественского. Наружная часть стен присыпана земляными валами, что придает пантеону сходство с курганами, которые в древности насыпали над могильными холмами павших воинов. В 1995 г. слева от центральной скульптурной группы был установлен монументальный памятный знак павшим в годы войны кавалерам ордена Славы и Героям Советского Союза (художник <nobr>В. Ф. Добровольский</nobr>, архитекторы <nobr>А. Ф. Деринг</nobr>, С.И. Тисленко). Мемориал приобрел не только продольно-симметричное построение, но и развитие по горизонтали.

Композиция мемориала определяется системой взаимосвязанных пространств и пластических объемов: открытое пространство площади перед скульптурой создает возможность переключения на особую атмосферу мемориала; центральная часть ансамбля является вертикальной (стела) и смысловой (скульптурная группа) кульминацией всей композиции; плиты с именами городов-героев очерчивают путь зрителя; пантеон – самое закрытое пространство, что определено его мемориальным характером. Кулисами, отгораживающими пространство мемориала от городской суеты, являются зеленые насаждения.

Мемориал выполняет важную градостроительную роль: установленный вблизи привокзальной площади, ориентированный главным фасадом на юго-восток (на проспект Строителей), мемориал расположен в точке пересечения осей проспекта Социалистического и проспекта Красноармейского таким образом, что вертикаль стелы замыкает перспективу этих улиц. Мемориал и пространство перед ним включено в общественную жизнь города: перед мемориалом Славы проходят демонстрации, митинги, народные гуляния, салюты, различные церемонии (возложение цветов и др.).
Мемориал Славы в Барнауле является ансамблем, формирующим культурное пространство города. В его выразительных скульптурных и архитектурных формах отражена история страны, города, его жителей. В камне и бронзе запечатлена «вечная тема», решенная обобщенно-символически (Родина-мать провожает на фронт своих сыновей), и тема личная, близкая и тем, кто пережил войну, и тем, кто родился позже.
Мемориалы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, выполняют важную роль в воспитании патриотизма и обеспечении культурной памяти российского государства.
9 апреля 2015 г., 19:55
Ошибка 500 — возникла ошибка при отработке запроса



Ошибка 500

Возникла ошибка при обработке запроса

Возможные причины, по которым возникла эта ошибка:
  • Ошибка выполнения скрипта
    Проинформируйте пожалуйста, владельца сайта о возникшей ошибке.

  • Не хватает ресурсов для работы сервера
    Попробуйте обратиться к сайту позже.

Перейти на главную страницу