Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Красная площадь
«Фрагмент железнодорожного полотна»
Один из самых примечательных, а главное, подлинных памятных объектов времен Великой Отечественной войны в Сарапуле – это «Фрагмент железнодорожного полотна» на набережной Камы, между рекой и Центральной площадью, оставленный и музеефицированный по просьбе ветеранов.
Новый комплекс – это то, что осталось от исторической железнодорожной ветки. По этой ветке с самого начала военных действий в тыловой Сарапул приходили эшелоны с ранеными красноармейцами. По ней прибывали вагоны с оборудованием эвакуированного из Москвы завода № 203 (завода имени Серго Орджоникидзе) и, наконец, приходили вагоны с продовольствием и иным грузом – для Сарапула, для других населенных пунктов с доставкой к ним через порт по реке Каме.
Поколение ветеранов труда, детьми пережившее военное лихолетье, считают сохраненный исторический объект памятником мужеству Родины, граждан страны и города Сарапула.
Берут за душу их волнительные, сердцем рассказанные истории…
Александр Петрович Мельников десятилетним мальчишкой устроился грузчиком на ликеро-водочный завод. По железной дороге вдоль Камы ночами шли составы с зерном. И он вместе с соседними ребятишками прибегал на набережную в пять утра, чтобы набрать зернышек для похлебки, которую готовила мама. У Мельниковых отец и старший брат ушли добровольцами на фронт и погибли в первый год войны.
Геннадий Борисович Андрюшенков, а ему в 1941-м было всего девять лет, вспоминает своего отца – начальника военного эшелона, первым эвакуировавшего оборудование и работников московского завода № 203 на сарапульскую землю. Он помнит страшную бомбежку у станции Черусти и первую встречу на пути – с военным эшелоном, шедшим защищать столицу. Из той жизни в его сознании сохранились невероятно испуганные глаза женщины – машиниста состава. По рассказам его отца, от страшного испуга она неожиданно для всех загасила топки паровоза и наотрез отказывалась двигаться дальше, пришлось пригрозить ей револьвером, только тогда состав двинулся дальше. После Казани всем стало намного легче: люди впервые за все время пути увидели электрический свет, обрадовались ярко горящим фарам машин.
Николаю Васильевичу Лыхину сложно представить, как эти героические люди вырвались из-под обстрела немецкой авиации, как занимались размещением завода в Сарапуле. Они почти вручную – волоком – тащили огромное, тяжеленное производственное оборудование с набережной Камы. Очень далеко тащили – до разбросанных по всему городу корпусов завода. Что удивительно, уже в конце 1941-го завод выпустил первую партию знаменитой радиостанции «Тапир» для самого массового танка Т-34.
Часто после учебы мы уходили на железнодорожную ветку, вспоминает ветеран свое военное детство в тылу. В период 1943–1944 годов там стояли эшелоны с немецкой военной техникой, предназначенной для переплавки на заводах Ижевска. По размещенным на платформах танкам и самолетам лазила любопытная детвора со всего Сарапула. Затем для охраны этих эшелонов стали ставить часовых, поскольку в отдельных машинах находили автоматы и пистолеты, зачастую становившиеся добычей несовершеннолетних и уголовников. Но все равно мы умудрялись найти лазейку, чтобы попасть туда, и однажды жестоко поплатились за свое непослушание.
Конец марта 1944 года. Мальчишки обследовали несколько танков и обнаружили в одном из них небольшой сверток. А в свертке том находились… шикарный костюм и носки. Из кармана пиджака друг Лыхина Витька Колчин достал маленькую конфетку. Истосковавшийся по сладкому за годы войны пацаненок не удержался – слегка полизал ту конфетку и почти сразу начал медленно терять сознание. От отравления мальчишку спасла мама второго товарища – фармацевт.
О том, как прибывали в город эшелоны с ранеными, повествует Анна Григорьевна Кубаева (Анечка Андрюкова, восьмиклассница, палатная медсестра эвакогоспиталя № 3 892).
По пронзительному свистку паровозной «кукушки» к железнодорожной ветке на камской пристани без всякого приказа сбегалась вся госпитальная обслуга. Санитарные поезда ничем не напоминали картинные составы из «Спутников» Веры Пановой. Крики, мат, слезы измученных людей… Их мыли, перевязывали, перегипсовывали, укладывали в чистые постели, кормили. Персонал не уходил домой сутками. Прачки стирали горы грязного обмундирования и сотни километров окровавленных бинтов, свои руки – до крови.
Хорошо помню, как в 1943 году к нам в класс вбежал школьник с диким воплем: «Раненых привезли!», – вникает в детали Николай Васильевич Лыхин. – Втайне надеясь увидеть среди солдат своего отца, брата или другого родственника, мы бросились на набережную города. На огромной железнодорожной ветке уже стояли многочисленные вагоны, из которых выносили окровавленных людей. Прямо на руках несли их в здание нынешней городской администрации, в госпиталь. Это позже Сарапул потрясло известие о том, что, не выдержав нечеловеческих мук, один из солдат выбросился из окна верхнего этажа. После этого трагического момента на окнах здания появились металлические решетки.
А тогда, потрясенные увиденным, мы всем классом отправились сдавать кровь раненым. Наш патриотический поступок был встречен категорическим отказом майора медицинской службы, который долго уговаривал истощенных недоеданием девяти-десятилетних детей отказаться от своей затеи.
8 апреля 2015 г., 22:16
Илья Попов
Я ученик 6 "Б" класса школы №1 города Сарапула Удмуртской Республики

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

11 016 памятных мест 11 059 историй 4 901 город

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.