Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Школа имени Героя Советского Союза Алексея Назаровича Арапова
Уникален маленький уральский поселок Верх-Нейвинский своей школой, которая гордо носит имя Героя Советского Союза Алексея Назаровича Арапова.
В 1898 году главный инженер завода Марков Гаврила Александрович спроектировал новую каменную школу – красавицу на 400 мест, потому что церковно - приходская и начальная не вмещали детей, которые хотели учиться. Денег на строительство не хватало, и на сходе было решено, что жители поселка внесут по 1 рублю с дома на строительство здания. Все работники завода хотели, чтобы школу быстрее построили и с каждого заработанного рубля откладывали по копейке в кружку, поэтому и сейчас можно услышать, что школу построили на «народную копейку». Можно предположить, что Марков Г.А., осуществляя свои проекты, хотел придать художественную ценность и общественную значимость своим постройкам, стремился украсить ими населенный пункт, в некотором роде создать архитектурный ансамбль главной улицы поселка.
Первоначально школа имела снаружи кирпичный цвет. Внутренняя отделка поражала красотой. Высокие стрельчатые окна актового зала украшала цветная мозаика, в выступах были помещены иконы. Украшения делали школу неповторимой.
Площадь постройки 1200 кв.м, а площадь зала 180 кв.м. А какая получилась школа: прекрасное здание с витражами, балюстрадой, портиками, остекленными балконами, стрельчатыми окнами, вмещала много света, солнечного тепла, - и стало украшением поселка, по-настоящему архитектурным совершенством. В архитектуре здания сохранена фронтальность и осевая симметрия. Важно заметить, что симметрия прослеживается не только в левом и правом крыле здания, но и в северном и южном фасадах, так как с обеих сторон располагалось крыльцо. Здание училища двухэтажное, сделано из кирпича и покрашено в два цвета.
Центральное и формообразующее место в архитектуре здания занимает ризалит, выступающий за основную линию фасада во всю его высоту. Второй этаж ризалита оформлен высокими аркообразными окнами, колоннами и балконом. Первый этаж имеет прямоугольные окна с простым профилем и обработан рустом, что придает зданию массивность и устойчивость. По краю крыши проходила балюстрада, которая крепилась за парапетные столбики. На углах балюстрада заменена кирпичной кладкой.
Внутренняя планировка здания за многие годы не претерпела больших изменений. Интерьер не был украшен лепными рельефами и изначально нес сугубо функциональное значение.
Верхнейвинская земля родит удивительно честных и чистых людей, которые будут защищать ее в годы граж¬данской и Великой Отечественной войны. Это и А. Евдо¬кимов, С. Белов, Герой Советского Союза А. Н. Арапов, его однофамилица Аня Арапова, афганец Слава Зимин и многие, многие другие. Что же это за люди? Список начинается с Героя Совет¬ского Союза Алексея Назаровича Арапова, родившегося в пос. Верх-Нейвинске 14 марта 1906 года. Детство его было трудное, сиротское. После школы он рано начал свою трудовую деятельность на за¬воде ВЦМ учеником токаря по металлу, затем резчиком на фабрике «Русские самоцве¬ты» г. Свердловска. В 1926 г. по призыву партии и прави¬тельства едет по комсомольс¬кой путевке в Донбасс строить промышленные предприятия. Вот как сам Алексей Назаро¬вич, теперь уже капитан, рас¬сказывал Констанину Симоно¬ву: «...в Донбассе я был на пар¬тийной работе и в шахте помощником машиниста. В партии с 1930 года. В армию пошел по призыву в 1928 году. Был красноармейцем, потом окончил Владикавказскую пе¬хотную школу. Пока учился, в 1930 году участвовал в операциях по ликвидации банд.
Когда кончил школу - еще год командовал взводом на Кавказе. А с 1932 года - на Дальнем Востоке. Сами строи¬ли там укрепленные районы в сорокаградусные морозы. Попал опять в Европу только в 1938 году, после шести лет дальневосточной школы.
Пошел в академию. Война застала на стажировке в лагерях в Каунасе. Потом немного доучился в академии и поехал в оперативный штаб 50-й Армии Западного фрон¬та.
Я никогда ни с чем не считался: ни с днем, ни с ночью, ни со временем, ни с отдыхом.
У меня жена хорошая, она мне всегда давала работать, понимала. Есть дочь и сын. Всюду со мной ездили.
При отходе от Белева - обстановка неизвестна. Зада¬ние: установить, где находятся все три дивизии, вручить им приказы, организовать планомерный выход и взаимо¬действие.
Дело было в конце октября, была грязь, распутица, пришлось ехать на машине и на лошади, идти пешком. Обстановка была неясная.
В 8 часов вечера вручили мне в Туле приказ. К утру добрался, бросил по дороге машину и двинул на лошади. Взял с собой ординарца, по дороге его ранило, поехал дальше один. За ночь объехал и обошел штабы всех трех дивизий, ознакомил их с приказом и обстановкой, указал пути отхода и рубежи.
Возвращался в Тулу ночью, через Щекино. Параллель¬но шли немецкие танки. Когда вернулся, мне говорят: «В Щекине немецкие танки». А я говорю: «Только что там проехал».
Когда в конце ноября был прорыв немцев под Сталин¬градом, я выезжал в Дедилово, чтобы установить связь со штабом. Приезжаю, а там наших войск нет. Мне гово¬рят: «Они уже прошли, а немцы вскоре за ними тоже прош¬ли, уже километров на 15».
Но я продолжал искать дивизию Серегина. Оказалось, что она окружена танками и мотопехотой в Александровке. Я решил все же туда пробиться и нашел дивизию в Александровке. Ехал туда окружным путем и оттуда так¬же выехал. Решил, что чем глубже я заеду к немцам в тыл, тем быстрее доеду.
Однажды в дни отступления дали мне приказ добрать¬ся до дивизии Мартиросяна и направить ее на прорыв к Туле. Дали охрану - семь автоматчиков и грузовик. Я хорошо разбирался на местности. Добрался до этой диви¬зии, остался там и с нею вместе прорвался к Туле.
О Калуге. Положение частей Фоканова было неизвест¬но. Радиостанция перестала отвечать. А дороги перере¬заны мелкими отрядами немцев. Командующий группой с боями пробивался через них, с ними тоже связь прерва¬на.
Меня вызвал командующий Армией и говорит: «Лети, установи связь. Летишь через территорию, занятую немца¬ми. Места посадки неизвестны, смотри не ошибись!».
Мне было только известно, что где-то впереди действу¬ет наш подвижной отряд, и все.
Первую посадку сделал, так сказать, под воздействи¬ем немецкой авиации. Четыре пикирующих бомбардиров¬щика обстреляли нас. Летчик посадил самолет - юркнули в лес на полянку. Там переждали 30 минут. Вторую по¬садку сделали в Котопаново. Дальше, впереди, километ¬рах шести рвались снаряды.
Спустился с летчиком. Оставил его в самолете, а сам с автоматом пошел в деревню. Мысли у меня тогда, по прав¬де говоря, были неважные. Подошел к деревне на 400 метров и стал наблюдать. Меня заметили. Там собрались в кучу женщины и дети. Ну, смотрю, никто ко мне не под¬ходит. Я решил, что раз кроме женщин и детей, никого нет, то, значит, и немцев нет. Они были мне рады. Спра-шиваю: «Правда ли, что наши войска дерутся под Калу¬гой?». Сказали, что немцы удрали отсюда из деревни ночью, иные даже без сапог. Сказали мне, что бой идет под Калугой, Я взлетел, осмотрел район и обнаружил сво¬их. Спустился к ним и установил связь. Там я узнал, что нашу рацию разбомбило и что наши войска действитель¬но дерутся под Калугой».
Судьба нашего земляка А. Н. Арапова взволновала Константина Симонова. После войны он вернулся к своим фронтовым записям и в книге «Разные дни войны» вспомнит о капитане Арапове: «Единственная связь с насту¬павшими на Калугу частями поддерживалась при помощи самолетов.
Под Калугу ежедневно вылетал утром и возвращался оттуда вечером офицер связи - капитан Арапов, малень¬кий красноносый человек, утопавший в большом полушубг ке. Он каждый раз долетал, каждый раз находил все, что требовалось, и каждый раз возвращался. Его У-2 за эти дни оставался чуть ли не единственным в распоряжении штаба армии. Все остальные были сожжены немцами или покалечены при вынужденных посадках в метель. Однаж¬ды из шести вылетевших из Тулы самолетов, все-таки до¬летел до Калуги и вернулся обратно только один - с капи¬таном Араповым.
В первый раз я увидел капитана в 1941 году. Из-под Калуги уже сутки не получали никаких известий: в дверь вбежал маленький запыхавшийся человек в полушубке и столкнулся с комиссаром штаба.
- Был? - спросил комиссар штаба.
- Был, - радостно ответил капитан.
- Ну, значит, поздравляю с орденом Красного Знамени.
У командующего слово твердое. Раз добрался, значит, все!
- Командующий у себя? - спросил капитан, видимо, до того уставший, что на него не произвели впечатления даже эти слова об ордене. Комиссар сказал, что командующий у себя, и повел капитана к Болдину. Через три минуты капитан вышел из кабинета, и оттуда донесся голос Болдина:
- Вы там посмотрите, чтобы его накормили, напоили и обогрели как следует!
Но капитан шел через комнату такой тяжелой, шатаю¬щейся походкой, что было совершенно ясно, что с ним теперь можно сделать только одно: немедленно уложить этого смертельно уставшего человека спать.
Что же за человек был этот упрямый маленький капи¬тан, утопавший в большом, не по росту полушубке? Же¬лая ответить самому себе на этот вопрос, я разыскал в архиве его личное дело. Первым из документов мне по¬пал на глаза наградной лист, датированный декабрем 1941 года, с представлением к ордену Красного Знамени, ско¬рей всего тому самому, о котором шла речь в моем при¬сутствии. В наградном листе говорилось, что Арапов Алек¬сей Назарович, капитан, помощник начальника первого отделения оперативного отряда штаба 50-й армии, «во¬левой, энергичный штабной командир, аккуратно, четко и добросовестно выполнявший любые поручения, несмот¬ря на их сложность». Он воодушевлял бойцов и команди¬ров своим примером бесстрашия и «выполнял ряд ответ¬ственных заданий по установлению связи и доставке бое¬вых приказов войскам, пробираясь в тыл врага».
В следующем документе, боевой характеристике, да¬тированной апрелем 1942 года, было сказано, что рабо¬тающий помощником начальника оперативного отдела штаба 50-ой армии майор Арапов «выполняет специаль¬ные задания командования и всегда, при любых услови¬ях, все приказания выполняет точно и в срок. В трудней¬ших метеорологических условиях товарищ Арапов летал на самолете У-2, выполняя приказы командарма, и, не страшась авиации противника, своевременно выполнял за¬дание.
Нашел я еще одно похвальное упоминание о работе Арапова, уже не в его личном деле, а в документе, подпи¬санном зимой 1941 Года начальником связи 50-й армии: «Особенно большую работу из штабных командиров про¬делал майор Арапов, работник оперативного отдела шта¬ба армии, летавший очень часто в самых сложных усло¬виях погоды и обстановки...».
Итак; волевой, энергичный, бесстрашный, точный штаб¬ной командир, своевременно выполняющий боевые поручения при любых условиях. Видимо, в сочетании всех этих качеств, далеко ке всегда соединяющихся в одном чело¬веке, и состоит главное объяснение того, почему именно капитану Арапову удавалось в одинаковых условиях де¬лать больше всех других.
Но и к этому главному объяснению нужно добавить еще чуточку везения, чуточку того боевого счастья, без кото¬рого на войне люди не живут и без учета которого никакая самая железная логика все равно до конца не объяснит всего происходящего на войне.
Боевое счастье сопутствовало капитану, впоследствии майору, затем гвардии подполковнику Алексею Назаро¬вичу Арапову и когда он - офицером оперативного отдела - одно за другим выполнял самые рискованные задания командования, и когда он потом, став начальником шта¬ба 3-й воздушно-десантной гвардейской дивизии, снача¬ла останавливал немцев на Курской дуге, под Малоархан¬гельском, и когда наступал оттуда почти до самого Днеп¬ра».
Вот как говорится в военно-историческом очерке «Со¬ветские воздушно-десантные» об умении включаться А. Н. Арапова в боевую обстановку: «6 сентября советские войска, преследуя противника, освободили Конотоп, че¬рез 3 дня - город и железнодорожный узел Бахмач. Юж¬нее этого города были окружены четыре вражеские диви¬зии. Непосредственное участие в отражении отчаянных попыток гитлеровцев вырваться из кольца, а затем и в разгроме вражеских дивизий принимали десантники.
Отличились в этих боях части 3-й гвардейской воздуш¬но-десантной дивизии полковника И. Н. Конева. На участ¬ке этой дивизии у села Рубанки враг сосредоточил глав¬ные усилия для прорыва фронта окружения, бросив сюда крупные силы пехоты и танков. Однако все попытки гитле¬ровцев были успешно отражены частями третьей гвардей¬ской воздушно-десантной дивизии.
Умело руко¬водил боем у села Рубанки на¬чальник штаба дивизии подполковник А. Н. Ара¬пов. В бою был смертельно ра¬нен командир 8-го воздушно-де¬сантного полка. Командир диви¬зии направил в полк Арапова. Он в короткие сроки организовал за¬градительный огонь полковой и дивизионной артиллерии. Залпами было уничтожено 11 немецких танков, осталь¬ные повернули назад. Последующие атаки гитлеровцев также были отражены. В результате 2-х дневного боя 4 вражеские дивизии были полностью разгромлены».
А потом было то, от чего на войне не страхуют ни бес¬страшие, ни опыт: была немецкая бомба прямым попада¬нием в ту хату, где спали. И на следующий день приказ: «Погибшего при бомбардировке вражеской авиации в де¬ревне Гайворон Черниговской области начальника штаба дивизии гвардии подполковника Арапова Алексея Наза¬ровича исключить из списков части с 14 сентября 1943 года».
За умелую организацию боевых действий, бесстрашие и мужество на Орловско-Курском выступе и Черниговщине начальнику штаба воздушно-десантной стрелковой ди¬визии подполковнику А. Н. Арапову присвоено звание Ге¬роя Советского Союза.
Школа, где учился А.Н.Арапов, и улица, на которой он жил, носят его имя.
Педколлектив (особенно учительница русского языка Валерия Константиновна Калякина) проводил большую работу по патриотическому воспитанию учащихся. Был создан музей «Боевой и революционной славы». Много материалов собрано по истории народного образования в поселке, об участниках Великой Отечественной войны и ве¬теранах труда. Поэтому Постановлением Совета Министров РСФСР за № 1239 от 26.10.1965 г. (в целях увековечивания памяти Героя Советского Союза Алексея Назаровича Арапо¬ва) за добросовестную учебу и работу учащихся и учителей, за активное участие в сборе материалов об участниках Ве¬ликой Отечественной войны, за работу по озеленению поселка восьмилетней школе Верх-Нейвинска присвоено имя Героя Советского Союза Алексея Назаровича Арапова.
Школа стала для многих жителей началом жизненных свершений, этапом того пути, который выбирали выпускники за 100 с лишним лет существования школы Удивительно, что прошло так много времени со дня открытия школы, сменился не один раз политический строй, ушло не одно поколение людей, страна стала совсем другой, а школа стоит - учителя учат, дети каждый день бегут в свою родную школу, школу имени Алексея Назаровича Арапова, Героя Советского Союза, жителя поселка, нашего земляка.
8 апреля 2015 г., 12:09
Анна Клешнева
Ученица 11 класса МАОУ "ЛИЦЕЙ № 58» города Новоуральска

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

10 933 памятных места 10 937 историй 4 872 города

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.