Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Братская могила советских воинов
В средствах массовой информации уделяется много внимания подвигу и героизму советских людей в годы Великой Отечественной войны. Знакомясь с этими материалами, я невольно задумываюсь о моих прадедах, оставшихся на полях сражений. К сожалению, в нашей семье о них нет никаких сведений, они до сих пор числятся в списках без вести пропавших.
Я живу в селе Терновом Еланского района Волгоградской области, каждый день прохожу мимо скромного обелиска, где покоятся останки неизвестных солдат. Меня постоянно преследует одна и та же мысль: может быть, здесь похоронены и мои прадеды? Сначала любопытство, а потом осознанный интерес – какова же история этого памятника?
В школьном краеведческом музее имеются сведения об истории возникновении Братской могилы. « Осенью 1942 года гитлеровцы ворвались в Сталинград. Началась смертельная битва за каждую улицу, каждый дом, за каждый этаж дома. Днем и ночью шли эшелоны с бойцами и военными грузами в Сталинград, а обратно увозили в тыл раненых.
30 сентября 1942 года санитарный эшелон с ранеными со Сталинградского фронта, следовавший в г.Тамбов, остановился на разъезде села Тернового. Ночью налетели немецкие самолеты. Они бомбили эшелоны зажигательными бомбами. Загорелись вагоны. Раненых, которые могли выбраться из горящих вагонов, фашистские летчики расстреливали из пулеметов. 57 убитых и сгоревших солдат, офицеров похоронили в братской могиле около разъезда. 1 мая 1951 года было произведено перезахоронение останков погибших воинов в центр села. 9 мая 1960 года на братской могиле был установлен современный памятник. Стела выполнена из мраморной крошки, а постамент из железобетона».
После ознакомлением с материалами музея мне показалось, что там много недосказанного. Я решил встретиться со старожилами, которые, по моему мнению, должны знать больше. И не ошибся. То, что я узнал, было для меня новым и неожиданным.
Фашистская Германия начала подготовку к войне с Советским Союзом задолго до нападения. Была создана крупная диверсионная сеть. Диверсантов вербовали из числа людей, настроенных враждебно по отношению к советской власти. Их забрасывали в районы, где находились стратегически важные объекты. Во время войны предатели передавали по рации противнику координаты интересующих их объектов, а гитлеровские лётчики, в свою очередь, совершали воздушные налёты и бомбили точно по цели.
Из воспоминаний Склярова Петра Тимофеевича я узнал, что его старшая сестра Нина (1925 года рождения) работала на железнодорожном разъезде стрелочницей. За сутки до бомбёжки она обнаружила тайник и рацию, а потом выследила и самого диверсанта, пытавшегося передать сообщение. Им оказался рабочий железнодорожник. К сожалению, она не успела оповестить соответствующие органы. Предатель сразу заподозрил неладное. Во время следования поезда через Берёзовый мост он вытолкнул девушку из вагона. Она получила тяжёлую травму головы, чудом выжила. Диверсанта потом поймали и расстреляли, но предотвратить налёты фашистских самолётов не удалось.
30 сентября 1942 года в 2 часа ночи немецкие самолёты обрушили бомбы и снаряды на железнодорожный разъезд. Очевидцы утверждают, что от взрывов в небе появилось зарево, а в домах задребезжали стёкла, посыпалась штукатурка. И взрослые, и дети в спешном порядке стали покидать дома, думали, что будут бомбить село. В небе сверкали разноцветными огнями трассирующие пули, разрывались снаряды, а испуганные жители наблюдали за этим из своих дворов. На рассвете самолёты улетели, все бросились к разъезду. Картина была ужасающей….
Разбитый санитарный поезд дымился, обгоревшие трупы висели на реях вагонов, вокруг лежали убитые, раздавались стоны раненых. Со слов Склярова Александра Матвеевича стало известно, что он со сверстниками тоже находился в тот день на месте трагедии, хорошо помнит, как “дед Митро Пряха стаскивал багром с рей вагонов обгоревшие трупы, а женщины собирали по частям тела погибших: сильными взрывами их разметало по округе. Слёз было много. Старики с подростками выкопали могилу, похоронили останки, почтили память погибших минутой молчания”. В то же самое время раненых укладывали на подводы и доставляли во временный госпиталь, разместившийся в здании школы, правления колхоза, клуба. Не хватало медикаментов. Жители села приносили перевязочный материал, готовили еду, стирали бельё больным. Особо тяжёлых пострадавших отправляли в Еланский госпиталь. Многие умерли от потери крови. Их похоронили вместе с погибшими на разъезде в братской могиле. Из 11 вагонов сгорели 6. Они были закрыты снаружи, некоторые из находившихся там, смогли выбраться через верх вагонов. По словам очевидцев, количество погибших на самом деле превосходит официальные данные (57 человек). В то время было не до подсчётов. Срочно освобождали железнодорожные пути от искорёженного металла, ремонтировали их, чтобы не остановилось движение поездов. Фамилии погибших, к сожалению, неизвестны.
О героическом подвиге защитников Сталинграда невозможно забыть. В центре села есть святое место - Братская могила – напоминание о чудовищной войне. Здесь всегда много людей. Школьники заботятся о надлежащем виде памятника, а в праздничные дни мальчишки стоят в почётном карауле.
По традиции, 9 Мая, я и мои друзья приходим сюда, чтобы почтить память погибших и сказать ныне живущим ветеранам: “Мы благодарны вам за чистое мирное небо, за счастливое детство, мы гордимся вашей Победой”.
6 апреля 2015 г., 20:54
Михаил Диденко
Учащийся 9 класса МБОУ "Терновская СОШ" Еланского района Волгоградской области, боец поисковой группы "Ровесники" отряда "Сталинградский прорыв". Руководитель Мирошниченко Елена Ивановна, учитель истории и обществознания МБОУ "Терновская СОШ".

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

10 911 памятных мест 10 914 историй 4 868 городов

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.