Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Белгородская область, Яковлевский район, село Новые Лозы
Памятник медсестре Гале Булановой в селе Новые Лозы Яковлевского района Белгородской области
На окраине небольшого села Новые Лозы, где каждый квадратный метр – молчаливый свидетель ратного подвига советского человека в годы Великой Отечественной войны, - расположено старое кладбище. Сейчас здесь тихо. Среди примолкнувших деревьев приковывает взгляд скромный памятник. На невысоком постаменте, на фоне бескрайней синевы неба, установлен бюст девушки в военной форме. На самом постаменте написаны слова: «Памяти медсанбату 454 и другим воинам, павшим в 1943. Светлой памяти медсестре Гали Булановой. Ветеранам войны и труда, жителям Новые Лозы». Этот скромный памятник обладает большой силой эмоционального воздействия, напоминая о трагических страницах истории, которые мы не должны забывать.
Автор памятника сельский механизатор, самодеятельный скульптор Анатолий Ефимович Беседин. Он безвозмездно установил бюст - памятник 1 октября 1988 года. Делал все сам во дворе собственного дома за свои деньги. Не считал для себя возможным зарабатывать на святом деле.
Почему именно Галя Буланова, ведь в медсанбате работали и другие медсестры. Какой подвиг она совершила? Почему для установки было выбрано именно это место?
На создание этой скульптуры Беседина А.Е. вдохновил документальный очерк Анатолия Пашнева «Медсанбатовцы».
Нельзя его читать без волнения. Перед нами возникает образ простой женщины. Она, как и все, радовалась, когда удавалось спасти раненых, и переживала, что не может помочь изувеченному воину. Наверное, ей не раз приходилось плакать от жалости: ведь умирали от ран молодые, красивые парни. Узнаем, как санитарная рота и весь медсанбат № 454 прибыли в Новые Лозы, занимали наиболее просторные и светлые дома и хаты, разворачивали госпиталь. Как санбатовцы знакомились с лозовскими женщинами, любовались красотой природы. «Какая тут прелесть!» - восхищались высокая, рыжеволосая медсестра Галя с Катей Нестеровой и Лидой Паспортниковой. Узнаем и о нелепой гибели Гали. «Медсестра Галя возвратилась к своим служебным обязанностям. Пошла на кухню за ужином для больных. Санитар отлучился в старый сад, чтобы собрать сухих веток для топлива. Хозяйка дома видела, как один из больных красноармейцев, обувшись в сапоги и накинув поверх белья шинель, вышел во двор. «По личным надобностям», - подумала она и не придала этому значения. А вот и Галя. Вошла в дом и сразу увидела пустую койку.
- Где больной? Зачем вы его выпустили? Он же совсем недавно был в состоянии бреда! Пропадет человек!
Галя, словно из горящего дома, бросилась на улицу.
- Вот вам и детдомовская! За каждого «как за родного» болеет душою, - то ли сама себе, то ли своим детям сказала хозяйка дома.
В комнату медленно вошел человек. Белье и шинель на нем, обильно смоченные раствором ила, глины и чернозема. На голове и на плечах пучки гнилой прошлогодней осоки. Он и теперь не избавился от бреда, но в потоке непонятных слов периодически и громко произносил: «сестра», «бомба». Командир санроты Муратов немедленно организовал необходимую помощь больному и поднял мужчин - медсанбатовцев на поиски медсестры Гали.
Опустилась темная ночь. Командиры и их подчиненные по двое, а то и по четыре человека входили в омут, глубиной до полутора метров. Раздвигали глыбы поднявшегося льда и островочки прибитого половодьем мусора. «Галя! Галинка! Сестричка!» – звали мужские голоса. Кто-то первым оступился и на несколько секунд исчез в черной, как ночь, глади паводка. Вынырнув, он громко сказал:
- Не дурак тот парень! В бреду, а помнит: «сестра», «бомба». Здесь нужно искать Галю. В мусоре я ее сапог нашел. Кажется, здесь солдат плюхнулся в омут. Галя его вытащила. А сама ошиблась. Встала на бурьян, думала что берег. А льдина перевернулась. Человек, который только что передал на берег найденный кирзовый сапог, снова нырнул и поднял над водой безжизненное тело Гали…».
Галя действовала как на передовой, как в бою. Забыв о страхе, о себе, о том, что совсем не умеет плавать бросилась на помощь бросившемуся в омут больному. Она понимала, что пока позовет на помощь, человек утонет.
Спасая жизнь незнакомого ей солдата, погибла сама. В алфавитной книге умерших госпиталя 454 МСБ 375 СД под номером 25 появилась запись: «Буланова Галина Ивановна, рядовая, санинструктор. Место рождения: г. Тейково Ивановская область. Причина поступления: утонула 24.05.43». А на сельском кладбище могила Гали с «таинственной табличкой» с двумя словами «Медсестра Галя». Жители Новых Лоз ухаживали за могилкой. Из Белгорода, из соседних сел и даже из Харькова приезжали сюда люди, кто в сорок третьем году жил в Новых Лозах и знал Галю, кого она лечила, с кем разговаривала как с родными.
Прошло много лет. Героический подвиг Гали, ее светлый образ живет в памяти людской.
4 апреля 2015 г., 20:19
НОУ "Открытие"
Научное общество учащихся объединяет ребят, которые занимаются изучением памятников воинской славы, сбором информации о захороненных красноармейцах на территории родной Яковлевской земли.
Юрьева Майя Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 3 города Строитель", Лещёва Людмила Андреевна, учитель истории МБОУ "СОШ № 3 города Строитель"
Маракина София Александровна, уч-ся 5 класса, Какорина Юлия Андреевна, уч-ся 10 класса, Кручинина Дина Геннадьевна, уч-ся 10 класса, Куянцев Илья Евгеньевич, 10 класс

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

11 016 памятных мест 11 059 историй 4 901 город

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.