Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Воронежская область, Кантемировский район, село Скнаровка
Первичное захоронение летчика М.Ф. Шадрова, погибшего на территории с. Скнаровка
с. Скнаровка
Кантемировский район
Воронежская область
Шадров Федор Митрофанович- летчик, погибший на территории с. Скнаровка 5 января 1943 года. Родился Федор Митрофанович в 1918 году в селе Алешковичи Брянской области Суземского района. В 1933 году семья переехала на Украину. На заводе «Запорожсталь» Федор получил настоящую закалку, был трудолюбив, скромен и дисциплинирован. Эти качества помогли ему в 1938 году поступить в аэроклуб, и в этом же году его приняли в коммунистическую партию.
Когда призвали его на военную службу в 1942 году, летная подготовка в аэроклубе очень пригодилась. Его сразу же направили в Качинское училище военных летчиков. Выпускные экзамены пришлось сдавать, когда началась Великая Отечественная война.
Разумеется, каждый из « вновь испеченных» считал, что только он сумеет переломить хребет фашистам и обратить их в бегство. В начале июля, сдав экзамены, большинство молодых летчиков получили направление в истребительные полки. 30 человек направлены в 292 истребительный авиаполк Южного фронта. Но управление ВВС в связи с расформированием полка перераспределили личный состав в 15 летчиков- сержантов, ( в том числе и Шадрова Ф.М.) направило в 299 штурмовой авиационный полк 21-й смешанной авиадивизии.
На самолетах И-153, полученных в 292 полку, 20 июля они перелетели на аэродром базирования 299 ШАП Цребриков ( 0/80 км на север от Одессы). А уже 23 июля каждый из них сделал по 4-5 боевых вылета на штурмовку позиций врага. 25 июля не возвратившись с боевого задания, заместители командиров эскадрилий капитаны Добрияник И.Н. и Еремин А.Т., командир звена лейтенант Коротков А.В., сержанты Гавриленко М.И., Соломатин М.О. и Турко И.Т. (последние три из нового пополнения).
С каждым днем полк нес невосполнимые потери среди летного состава, а еще большие потери были в материальной части. Летчикам иногда удавалось невредимыми добраться до аэродрома, тогда как самолет сгорел или подбитый разбивался при посадке.
В первых числах августа «дошла очередь» и до Федора. 3 августа с аэродрома Цебриково было сделано 8 боевых вылетов. В 12 часов 33 минуты вылетели на штурмовку мехколлоны противника по маршруту Фрунзовка- Затишье. Из этого полета не возвратился сержант Шелю А.В., а сержант Шадров, подбитый зенитным снарядом, произвел вынужденную посадку и вечером добрался к своим.
На аэродроме Запорожье (Мокрое) 23 августа сдали 295 ИАП последних два самолета, остававшихся в полку, и поспешили в г. Воронеж для переформирования и получения новых самолетов Ил-2.
3 октября 1941 года, теперь уже в составе только двух эскадрилий (20 самолетов) вылетел на фронт, в местечко Новосиль Орловской области.
Обстоятельства сложились так, что полку пришлось « с ходу» вылететь на боевое задание. Колонна немецких танков прорвалась от Орла к Мценску, и ее нужно было остановить. В других авиаполках самолетов почти не было, а наш был в полном составе. Но батальон аэродромного обслуживания из-за осенней распутицы не смог в этот день обеспечить горючим все полки. Горючего хватило только на 8 самолетов, 2 из них разбились при взлете, один из самолетов подлежал небольшому ремонту. К счастью, летчики остались живы. На боевое задание полетели всего лишь шесть самолетов, к тому же без истребительного прикрытия. Вот эта группа:
Командир первой эскадрильи капитан Кисель Максим Наумович ( за участие в финской войне награжден орденом Красной звезды), Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Остапов Адриан Александрович, командир звена младший лейтенант Избаш Борис Васильевич, сержант Шадров Федор Митрофанович, Дранов Григорий Миронович, сержант Турко Иван Трофимович ( 25 июля он был сбит немецким истребителем, но остался жив)
По дорогам Кромы- Николаевское , Кромы- Шахово, Николаевское – Паврово шли танки, их было свыше 300. Как обычно их охраняли с воздуха немецкие истребители. На нашу шестерку «навалились» 12 Ме-109.
Шадров, летевший в паре с командиром эскадрильи капитаном Киселевым, вовремя заметил атаку Ме- 109, вырвался вперед и закрыл своим самолетом командира. Пушечная очередь прошла фюзеляш, плоскости, двигатель. Один из снарядов разорвался вблизи кабины и ослепил летчика. Самолет стал падать и загорелся. С трудом посадив горящий самолет и выбравшись из кабины, сержант Шадров едва отбежал 20 метров, как произошел взрыв бензобаков.
Обгоревший, полуслепой, добрался он до ближайшей деревни, где немцев пока не было. Один из колхозников преклонного возраста дал ему коня и указал путь к нашим передовым частям. Ночью его обессиленного подобрал наш дозор и отправил в госпиталь.
Не знал сержант Шадров , что только двое из шести вернутся на аэродром Новосиль. Погибнет капитан Киселев, его заместитель старший лейтенант Остапов со 120 пробоинами в самолете при вынужденной посадке в районе Городище разобьет боевую машину, но все же вернется в полк. Не узнает Федор и того, что четвертый его однокашник по Каче до конца выполнит свой долг солдата.
Санитарный поезд все дальше увозил его от фронта в «мирный» Свердловск, где долгие четыре месяца будут выхаживать его, единственного на госпиталь летчика. Потом- месяц «дома», то есть с родными эвакуированными в Башкирию.
После госпиталя Шадрова направили в Челябинскую школу летчиков на инструкторскую работу и одновременно для восстановления зрения. В конце октября 1942 года начальник школы удовлетворил просьбу Шадрова отправить его на фронт вместе с молодым пополнением (выпускниками школы летчиков) и направил его в первую Запасную авиационную бригаду, сформированную в штурмовые авиаполки при заводе И-18 в городе Куйбышево.
2 ноября 1942 года в 1-ю ЗАБ прибывает на переоформление и получение матчасти 299 штурмовой авиаполк, родной полк сержанта Шадрова. Командир бригады приказом № 00384 от 30.11.1942 года назначает старшину Шадрова Ф.М. старшим летчиком и включает его в 3-ю эскадрилью, где командиром был старший лейтенант Перевязко А.С.
Мало, очень мало осталось в живых летчиков, из тех, кто начинал войну. Их теперь осталось всего лишь трое из прибывших в полк 20 июля 1941 года в качестве первого пополнения –Вовкогон ,Дранов, Шадров. Остальные 27 летчиков Федору Митрофановичу были незнакомы, и все же это был родной полк.
12 декабря 1942 года через промежуточный аэродром Разбойщина полк оставил Куйбышев и вылетел на Юго-Западный фронт, где еще в самом разгаре были бои сокруженной в Сталинграде немецкой 6-й армией. Именно здесь полк вошел в 290-ю штурмовую авиадивизию, с которой прошел боевой путь до конца войны.
Бои начались 16 декабря утром в 9.15. Шестью группами (всего до 16 часов) было сделано 26 боевых вылетов, летали на разгром немецких группировок. В этот день не вернулся с боевого задания заместитель командира эскадрильи Дранов Г.М. Это был 41-й боевой вылет.
Старшина Шадров летает, не пропуская ни одного летного дня, а 19 и 28 декабря он совершил по два боевых вылета. Он беспощаден к фашистам, бьет их метко, поражает выстрелами и реактивными снарядами, мстит за погибших товарищей. Несмотря на то, что в большинстве случаев не было прикрытия истребителями, штурмовики делают по 2-3 заходноя цель- пока есть боезапас. А когда речь идет о живой силе, то штурмовка с воздуха продолжается до полного уничтожения или рассеивания частей противника. Так, например 19.12.42 года комэкс Перевязко вместе с Шадровым, Кошелевым и Беловым сделали 8 заходов на цель и добились полного уничтожения огневых средств на этом участке, обеспечив возможность наступления нашей пехоты. Только один раз не смог пойти на боевое занятие старшина Шадров - при влете не убралось шасси, поэтому пришлось вернуться.
5 января 1845г. с аэродрома Березняги штурман полка капитан Ананнин Степан Константинович, зам.комэска лейтенант Вовкогон Иван Петрович и старшина Шадров Федор Митрофанович с рассвета вылетели на разведку противника. Надо было обнаружить танки и отакавать их. Над совхозом Старобельский нашу разведку встретили истребители противника. Пришлось принять бой, и хотя наши асы сопротивлялись умело и активно - силы были неравны...
Штурмовик Ил - 2 более тяжел и менее маневрен по сравнению с истребителем: Федор не успел развернуть боевую машину, чтобы дать пушечный залп по атакующему " мессершмиту" ... Бой был продолжительный и тяжелый..
Во второй половине дня 5 января 1943 года с западной стороны в небе появились три (звено) наших штурмовика ИЛ - 2. По всей вероятности звено возвращалось на свою базу после выполнения задания. В этот момент два немецких истребителя, мессершмиты шли по курсу на запад со стороны Дона и сразу атаковали наших штурмовиков.
Безусловно, по маневренности мессершмиты значительно превосходили ИЛов. К тому же наши самолеты возвращались на базу после выполнения задания и их боекомплект был израсходован: отбиваться от немецких истребителей было почти нечем, поэтому наши солдаты с целью прикрытия друг друга выстроились в круг друг за другом, в так называемую карусель.
И все же немецкому стервятнику удалось поджечь один наш штурмовик. Бой шел на той высоте, на какой Илы шли с задания, метров 100-150.
Подбитый самолет вышел из карусели и ,снижаясь, потянул на юг и упал на территории с. Скнаровка, где находился ветучасток. При падении последовал взрыв бензобаков. Самолет горел, летчик погиб за штурвалом, но в какой момент? Скорее всего, во время обстрела его мессершмитом.
Федор Шадров совершил 25 боевых вылетов, 25 раз он смотрел смерти в лицо, но выдержал, не нарушил клятву, данную народу. Шадров Ф.М. был представлен к первому ордену Красной Звезды, но не успел получить его. Не дожил он и до того праздника, когда его дивизия освобождала Запорожье. Первичное захоронение находится в селе Скнаровка Кантемировского района
4 апреля 2015 г., 20:07
Ирина Клочкова
Учитель истории МКОУ Скнаровской ООШ Кантемировского района
Воронежской области

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

10 960 памятных мест 10 981 история 4 883 города

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.