Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Восточное шоссе
Танк Т-34 – ЛУЧШИЙ танк второй мировой войны и СИМВОЛ ТРУДОВОГО ПОДВИГА в Нижнем Тагиле на Вагонке
В дни Великой Отечественной войны на фронтах и в тылу шла невероятная борьба человеческого духа с врагом, вступившим на родную землю. В сложнейших условиях ковалась победа под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». На постаменте напротив проходной Уралвагонзавода в городе Нижнем Тагиле стоит «тридцатьчетверка» одна из множества тех, которые застыли на площадях России, Украины, Белоруссии и Европы как память о Великой Отечественной войне и как символ единства фронта и тыла. Героизму людей, сражавшихся за победу в тылу, мы посвящаем наше сочинение.
«Седой Урал кует победу»
Мирная жизнь в Нижнем Тагиле оборвалась внезапно. В полдень остановились сборочные конвейеры. У репродукторов собрались люди. Где-то далеко от Урала шли военные действия, а здесь ничто не нарушало привычного хода жизни. И только Заявление Советского правительства «От Советского Информбюро…» изменило весь ход жизни людей. «Воскресенье, 22 июня 1941 года, было жарким и солнечным. Народ веселился. На лужайку перед домом вынесли нехитрую еду. В окне играл патефон. Пили, ели, смеялись, танцевали вальс, плясали под песни Руслановой. Все закончилось в один миг. Прибежал соседский мальчишка и крикнул, что по радио передали: «НАЧАЛАСЬ ВОЙНА!». Все замерло, остановилось, наступила тишина. Потом очнулись, выключили патефон, стали все собирать. Родители этот миг запомнили навсегда…"[3]
В 1937 – 1940 годах в Харькове, на Предприятии танкостроительного завода сотрудники конструкторского отдела под руководством главного конструктора <nobr>М. И. Кошкина</nobr> работали над проектами двух боевых машин. Спроектированный по собственной инициативе А-32 (рабочее название танка Т-34) сотрудниками отдела, оказался в результате триумфом при показе в Кремле 17 марта 1940 года.
А уже через год, летом сорок первого, немецкая авиация бомбила Харьков. Коллектив завода взял на себя высокие обязательства. Многие оставались на рабочих местах по 5−6 суток. Военные действия вынудили Харьковский завод приступить к эвакуации в Нижний Тагил 17 сентября 1941 года.
А в Нижнем Тагиле все усилия были брошены на подготовку к приему танкостроителей. «В срочном порядке шло переоборудование цехов под организацию производства выпуска танков для фронта…» [3]
И вскоре, 18 декабря того же года водитель-испытатель танков Федор Захарченко вывел единственный самый первый танк из ворот сборочного цеха.
Набирая скорость, полетел по рабочему поселку: долгожданный, желанный, выстраданный. Люди выбегали, кричали «Ура!». Этому событию предшествовали традиционные трудовые будни. На митингах и собраниях давая клятвы выполнять нормы на 400, 500 процентов, люди сдерживали обещания, оптимизируя процесс производства. Участвовали в соревнованиях за звание «Фронтовой бригады». «Это будет нашим вкладом в разгром ненавистного врага», – заявляли они. В результате «встреча с «тридцатьчетверками» была для гитлеровцев полной неожиданностью"[2, с. 127].
Один из немецких асов-танкистов в своей книге «Тигры в грязи» вспоминал: «Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки «Т-34»! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, на верху, не знали о существовании этого превосходного танка? «Т-34» с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным… длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны…"[4]
И верно, предыдущие танки серии БТ имели пожароопасные двигатели и противопульную броню, что не могло защитить от противотанковой фашисткой артиллерии. А у Т-34 этих недостатков не было. Да и мощность 500 лошадиных сил – одно из главнейших преимуществ советского среднего танка.
И работа кипела. Люди с пониманием и стремлением любой ценой добиться победы, мирились с тяжелыми условиями труда и быта. Полуголодные, истощенные от многомесячного недоедания рабочие, замерзая в цехах, делали невозможное. «…Отец сутками пропадал в цехе, – вспоминает дочь Татьяна. Работал термистом. В печах вели обжиг мелких деталей. Заболел воспалением легких, но иммунитет слабый, от того и температура «в норме», диагностировать сложно, дотянули до того, что упал на работе без сознания. Месяц лежал в больнице… Холодно, голодно. Люди так уставали, что не было сил добираться до дома. Засыпали тут же в цехе на полу. Был случай, когда крыса стала грызть палец в прохудившемся ботинке у рабочего, уснувшего у станка. И человек, смертельно уставший, даже не чувствовал боли, пока кто-то не увидел и не отогнал крыс…"[3]
Невероятно трудно. Но фронту нужны танки, много танков. А рабочих рук не хватало. И тысячи детей наравне со взрослыми встали к станку. «Механизированный детский сад» – так акаденмик <nobr>Е. О. Патон</nobr> (знаменитый танкостроитель) называл юных сварщиков. Трудились подростки по 12 часов в сутки, выполняя взрослые нормативы, стремились перевыполнять задания, ставили рекорды. Толя Смирнов, самый юный штамповщик, был награжден орденом «Знак Почета». А всего в 1942 году на УВЗ работало десять тысяч молодых рабочих. «…Три с половиной тысячи шестнадцати-семнадцатилетних, около тысячи человек в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, восьмидесяти шести еще не исполнилось четырнадцати."[2, с144].
В результате благодаря трудовому подвигу тагильчан, к 1942 году выпуск танков значительно вырос. И количество выпущенной продукции было таково, что если ее погрузить в один железнодорожный эшелон, то» он занял бы всю железнодорожную линию от Тагила до Москвы» [1, с. 89].
в дальнейшем увеличение на предприятиях продукции только прогрессировало. Так, в 1944 году, ко дню Советской Армии, все трудящиеся города перевыполнили дневное задание. В связи с этим «Правда» писала, что «не зря говорят на Урале: «Мастерами из Тагила немцам роется могила»…[1,с. 90].
Годом позже все и свершилось. Утром 9 мая 1945 года на заводской площади состоялся митинг, посвященный подписанию акта о безоговорочной капитуляции. Люди пришли, чтобы встретить долгожданную победу. День был объявлен выходным. Крики «ура!», счастливые улыбки, слезы. Пели «Катюшу». Из воспоминаний Татьяны: «9 мая мать собралась с двумя женщинами в село Петрокаменское, что под Нижним Тагилом, поменять на муку последнее крепдешиновое платье. Была оказия. Их обещали подбросить на танке туда и обратно. Погода была сырая, хмурая. Шел снег с дождем. Доехали до села, а чтобы сэкономить время, танкист решил ехать через пруд, так как он еще не растаял. Проехали почти весь пруд на большой скорости. И вдруг недалеко от берега лед треснул. Танк стал тонуть. В кабину полилась вода. Мотор заглох. Танкист дергает рычаг. Мать с ужасом смотрит на пребывающую воду. «Ну, все девки! Если сейчас не заведется, то тут и останемся!» – в отчаянии крикнул танкист. Дернул рычаг, мотор «зачихал», потом взревел. Каким-то чудом оказались на берегу. Мокрых, замерзших приютила хозяйка из ближнего дома, истопила баню, накормила. От нее о ПОБЕДЕ и узнали."[3]
Павел Петрович Бажов, уральский певец-сказитель, душа и гордость уральцев, в своем дневнике в сорок пятом писал: «Казалось, с детских лет знаю о богатствах родного края, но за годы войны здесь открыли столько нового и в таких неожиданных местах, что наши старые горы показались по-иному… Любил и уважал крепкий, выносливый и твердый народ своего края. Годы войны не просто это подтвердили, а во много раз усилили. Надо иметь плечи, руки и силу богатырей, чтобы сделать то, что сделали на Урале за годы войны"[5, с. 378].

Литература.
1. Нижний Тагил /Под ред. И. Шакинко. – Свердловск: Средне-Уральское Книжное Издательство. 1971 г. – 204 с.
2. Кузьмина <nobr>Г. М. Гордость</nobr> моя – Вагонка /Кузьмина Г. М., <nobr>Костромин В. И.</nobr> – Свердловск: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1986. – 432 с.
3. Курсивом: из воспоминаний Селетковых Федора Павловича и Антонины Александровны. Пересказала дочь Уварова (Селеткова) Татьяна Федоровна.
4. Танк Т-34 – лучший танк второй мировой войны. Так ли это? – Режим доступа: <a href="http://vspomniv.ru/tank_t_34_luchiy_tank">vspomniv.ru/tank_t_34_luchiy_tank</a>
5. Бажов <nobr>П. П. Библиотека</nobr> отечественной классики. М.: Правда, 1976, т. 3.
Авторы-составители: Семья Барсановых-Уваровых
4 апреля 2015 г., 18:23
Семья Барсановых-Уваровых
Семья Барсановых-Уваровых
Мария Барсанова
Все остальные

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

10 966 памятных мест 10 988 историй 4 885 городов

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.