Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Республика Башкортостан, Чишминский район, поселок Караякупово, Центральная улица
Мемориальная доскав честь земляков-учителей, Республика Башкортостан, Чишминский район, СОШ с.Кара-Якупово
На стене нашей школы согласно решению трудового коллектива СОШ с. Кара-Якупово 5 мая 2005 г. установлена мемориальная доска в честь земляков-учителей Мурзаева Хаматшарифа Мухаметгареевича, Гибадуллина Хабиба Гарифовича и Майского Спартака Гайсиновича, которые, по рассказу односельчан, с началом ВОВ ушли на фронт. На торжественном открытии мемориальной доски присутствовал сын <nobr>Мурзаева Х. М.</nobr>.- Рауф Хаматшарифович. На митинге также выступили <nobr>Юлдашбаева Н. Г.</nobr>, <nobr>Хасанова Г. М.</nobr>
Вот некоторые сведения об учителях, которым посвящена мемориальная доска на стене СОШ с. Кара-Якупово.

МУРЗАЕВ ХАМАТШАРИФ МУХАМЕТГАРЕЕВИЧ
1904 г. р. Заведующий и учитель начальных классов в Кара-Якуповской школе с 1933 г. по декабрь 1941 г.
«22 декабря 1941 года освобожден от работы в Караякуповской НСШ в связи с уходом в РККА" – записано в его тру¬довой книжке, хранящейся в музее школы. Его направили в п. Дема, где формировалась 112-я Башкирская кавалерийская бригада. Часть направляют на Брянский фронт, а затем на Юго-Западный фронт, где принимает участие в Сталинград¬ской битве. Воевал вместе с земляками- Рафиковым Рустам-беком и Абдрахмановым Янтурой из соседней деревни Бабиково. <nobr>Мурзаев Х. М.</nobr> дважды был ранен, находился на излечении, затем всего на два дня, ему удается навестить родную деревню. После он воевал уже в пехоте- в 1138 СП, 338 <nobr>С. Д. Погиб</nobr> при освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков 4 июня 1944 года. Похоронен в д. Стар Лиозненского района Витебской области.

ГИБАДУЛЛИН ХАБИБ ГАРИФОВИЧ
1909 года рождения, 532 <nobr>С. П. Призван</nobr> Чишминским РВК. Умер от ран 8 сентября 1942 года. Похоронен на кладбище д.Дурнево. Ржевского района Калининской области. Жена Кудоярова Катима. Ее адрес: БАССР, Чишминский район, д. Ново-Абдуллино. Другой документ из 480 ППГ (полевой подвижной госпиталь) В алфавитной книге умерших под № 10: ГИБАДУЛЛИН ХАБИБ, сержант, политрук роты 532 СП, умер 8 сентября 1942 г. Умер от общей интоксикации на почве газовой инфекции после осколочно-минного ранения н/з левой голени и отека легких. Похоронен в д. Дурнево Дурневского с/с Ржевского района Калининской области.
Хабиб Гибадуллин или, как его называли его ученики и учителя -Гибадуллин абый – работал в Караякуповской неполной средней школе директором пять лет: с 1937 года до сентября 1941 года-до ухода на войну с немецкими захватчиками. В то время школа была семилетней. Работали 7−9 учителей. Обучалось более 200 учащихся. Например, в начале 1937−1938 учебного года было 229 учащихся. Обучались дети на башкирском языке. Окончило школу (7 класс) 27 учащихся. «Гибадуллин абый вел уроки математики и очень доступно объяснял учебный материал. Мы сидели» и очень внимательно его слушали"-вспоминает его бывшая ученица Разима Миграмовна Хасанова (Сальманова). Вместе с ним работали учителя-Зайлалова Сажида, Рафикова Суфия, Леонтьева Софья Ильинична, Майский Спартак, Мустафина Факия, Юлдашбаева Бика Галеевна, Мурзаев Шариф. Уроженец д. Ново-Абдуллино. Младший лейтенант, погиб 8 сентября 1942 года. Похоронен в д. Дудиево Ржевского района Калининской области. («Память.Башкортостан», том 19, с.331)
В книге фамилия написана неправильно. Говорится о ГИБАДУЛЛИНЕ.
ГИБАДУЛЛИН ХАБИБ В Интернете 28 января 2010 года обнаружили два документа: 29 сентября 1944 года.
СПИСОК о безвозвратных потерях, составленных с истории болезней, находящихся в ВМ (военно-медицинском) музее. Подписан начальником 1 отд. ЦУП подполковником Бекетовым. В списке 240 человек. Под № 51

МАЙСКИЙ СПАРТАК ГАЙСИНОВИЧ
Родился в д. Миндишево Салаватского района в 1915 году. Фамилию и имя изменил сам, фактически Гайсин Мубаряк. По рассказу односельчанина из д. Миндишева (Зарипо-ваХ.К., 1928 г. рождения): «-Мубаряк агай вместе с двоюродным братом – Гизатуллиным Хамитом Хисматовичем, где-то в 1938 годах окончили Уфимский педвуз, и Мубаряк агай привез жену из Чишминского района Гульнису. После окончания педвуза Майский Спартак работал учителем в Ишимбаевской начальной школе (1938−1939 г. г.), <nobr>а Гизатуллин Х. Х.</nobr>.- в Миндшевской школе. После 1939 года семья Майских выехала из Миндишева. У них был сын Альфред или Альберт. Во время войны Майский Спартак был политруком, письма получали из Западной Украины».
Основание: Письмо-ответ из сельсовета Салаватского района № от на запрос школы. Книга «Память», том 17, с. 52.
С 1939 года Майский Спартак работает в Караякуповской неполной средней школе. Ведет уроки физкультуры и истории. Директором школы в то время был Гибадуллин Хабиб.
По рассказу Юлдашбаевой Нурбики Галеевны, работавшей учительницей с 1939 года в Караякуповской семилетней школе: «- Майский действительно работал в нашей школе, а жена его из деревни Гумерово, приходится мне родственницей. С ним мы в школе работали недолго. Его призвали в Армию и он погиб во время войны». По сохранившимся документам в отделе образования Чишминского района. Майский был направлен директором Уршакской школы, а затем был призван в Армию в октябре 1940 года. В списке учителей Уршакской школы за 19 встречается и фамилия Майская, вероятно, фамилия его жены.
2 апреля 2015 г., 13:10
Наиля Мусина
Учитель СОШ с. Кара-Якупово Чишминского района Республики Башкортостан

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Место расположения:

Введите в строке поиска нужный адрес, пример: Иркутская область, Братск, улица Баркова, 31, выберите один из результатов. Максимально увеличив масштаб карты, укажите, по возможности, точное расположение памятного места на спутниковых снимках или обычной карте, появится метка в виде красной стрелки.

Название рассказа, памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

10 905 памятных мест 4 658 городов

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.