Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Московская область, Раменский район, поселок Удельная
Памятник авиаторам-пограничникам в поселке Удельная Раменского района Московской области
Авиация в охране границы
В 1932 году был создан авиационный гарнизон погранвойск НКВД СССР на территории посёлков Удельная и Быково, а в 1935 году сформирована Первая отдельная авиационная эскадрилья, авиапарк которой дислоцировался на Быковском аэродроме.
С 1939 года в авиагарнизоне, в воинской части 2104, размещался штаб отдельной авиабригады погранвойск НКВД СССР (командир – полковник <nobr>И. М. Чупров</nobr>, военком – полковой комиссар <nobr>С. С. Крышан</nobr>, начальник штаба – майор А.И. Зиновьев), объединяющий независимо от дислокации все авиационные части пограничных войск нашей страны. В годы войны это была многопрофильная бригада, в ней воевали и летчики-истребители, и летчики военно-транспортной авиации. Лётный и инженерно-технический состав полков и эскадрилий отдельной авиабригады пограничных войск авиагарнизона Быково успешно выполнял ответственные задания командования. Прикрывал отведённые ему сектора от налётов вражеской авиации, обеспечивал связь с войсками НКВД по охране тыла действующей армии, с партизанскими отрядами, доставлял им оружие, боеприпасы, радиостанции, продовольствие и медикаменты, забрасывал спецгруппы в тыл противника.
В августе 1941 года в Быково был сформирован 1-й истребительный авиационный полк пограничных войск НКВД. Состоявший из трех эскадрилий самолетов МиГ-3 и эскадрильи пикирующих бомбардировщиков Пе-2, он вошел в оперативное подчинение 6-го авиационного корпуса и охранял с воздуха восточный сектор Москва – Кашира – Коломна. Главная задача этого полка заключалась в прикрытии Каширской ГРЭС, которая давала свет правительственным зданиям и командным пунктам столицы, а также железной дороги, связывающей Москву с восточными и южными регионами страны. Приказ звучал так: «Не допустить ни одного прорыва и ни одной сброшенной бомбы врага на охраняемые объекты!» Ценой гибели в воздушных боях восьми летчиков и потери шести самолетов полк свои задачи выполнил.
В начале 1943 года при штабе Отдельной авиационной бригады в Быково на базе 1-й отдельной авиаэскадрильи был развернут 1-й отдельный (транспортный) авиационный полк ПВ НКВД. Он состоял из трех эскадрилий (от 36 до 42 самолетов в разное время) и выполнял важные боевые задачи в интересах погранвойск и других управлений НКВД СССР. Это были полеты в осажденный Ленинград и в тыл врага к партизанам; выброска диверсионных и разведывательных групп в глубокий тыл противника; организация спецсвязи ВГК со штабами фронтов и армий. Большую роль сыграли части и подразделения авиации ПВ в битве за Москву в 1941 году и в блокировании окруженных немецких дивизий под Москвой в начале 1942-го, в операции 1943 года за освобождение Кавказа. 82 летчика авиационных эскадрилий и полков авиабригады погранвойск НКВД, базировавшихся в подмосковном Быково, погибли при защите подступов Москвы в 1941 году и при полетах в глубокий тыл противника в 1942–1944 годах. Их имена увековечены на памятнике в поселке Удельная Московской области.
Летом 1943-го личный состав авиабригады выполнял специальное задание Правительства СССР. На аэродром Быково прибыли два новых транспортных самолета «Дуглас» С-47 и один Ли-2. 27 ноября 1943 года на двух из этих самолетов (полковников В. Грачева и А. Голованова) отправилась в Тегеран правительственная делегация: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Климент Ворошилов. На третьем самолете (подполковника М. Скрыльникова) находилась группа обеспечения перелета и охраны членов правительства из авиабригады ПВ НКВД во главе с заместителем начальника погранвойск генералом Аркадием Аполлоновым. Позже, весной 1946 года, на одном из С-47 летчики экипажа майора П. Кудицкого из 1-го авиационного полка погранвойск доставили на Нюрнбергский процесс фельдмаршала Паулюса.
Десятки ночных полетов с Быковского аэродрома за линию фронта совершили осенью 1941 г. – зимой 1942 г. экипажи самолетов Ли-2 под командованием старших лейтенантов <nobr>М. С. Скрыльникова</nobr>, <nobr>П. С. Кудицкого</nobr>, <nobr>А. С. Савиных</nobr>, <nobr>П. П. Карпенко</nobr>.Парашютную подготовку партизаны и разведчики проходили в 1-ом ОАП. В октябре 1943 г. начальником парашютно-десантной службы уже Отдельной авиадивизии ПВ НКВД СССР был назначен подполковник <nobr>И. Г. Старчак</nobr>. В годы войны рядом с поселком Быково была развернута отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД. Весь личный состав этой бригады в плановом порядке проходил парашютную подготовку на базе парашютно-десантной службы авиабригады, а затем авиадивизии. Иван Григорьевич Старчак был первым, кто в СССР совершил тысячу прыжков с парашютом. На его личном жетоне, подвешенном к знаку «Мастер парашютного спорта СССР», была выгравирована цифра – 1096&Prime;.
По воспоминаниям ветеранов 1-го истребительного авиационного полка, помещенным в книге генерал-майора авиации Ильи Чупрова «Авиация в охране границы», «немецкие самолеты всячески старались вывести из строя аэродром Быково. При налете на аэродром они применяли своеобразную тактику: внезапно нападали из облаков, как правило, самолетами-одиночками. Выйдет из облаков такой самолет, сбросит бомбу и сразу же уходит опять в облака, второго захода не делает. При этом взять на прицел вражеский самолет было довольно трудно. Первый такой налет на аэродром был сделан днем 3 августа 1941 г. Немецкий самолет Хе-111 выскочил из облака и сбросил зажигательные бомбы на стоянку истребителей, но бомбы упали в стороне от самолетов, не причинив им вреда. „Зажигалки“ быстро потушили».
В память об авиаторах-пограничниках, в честь их боевых заслуг в Зелёном городке посёлка Удельная Раменского района Московской области установлена стела.
31 марта 2015 г., 13:55
Ошибка 500 — возникла ошибка при отработке запроса



Ошибка 500

Возникла ошибка при обработке запроса

Возможные причины, по которым возникла эта ошибка:
  • Ошибка выполнения скрипта
    Проинформируйте пожалуйста, владельца сайта о возникшей ошибке.

  • Не хватает ресурсов для работы сервера
    Попробуйте обратиться к сайту позже.

Перейти на главную страницу