Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Московская область, Раменский район, поселок Удельная
Памятник авиаторам-пограничникам в поселке Удельная Раменского района Московской области
Авиация в охране границы
В 1932 году был создан авиационный гарнизон погранвойск НКВД СССР на территории посёлков Удельная и Быково, а в 1935 году сформирована Первая отдельная авиационная эскадрилья, авиапарк которой дислоцировался на Быковском аэродроме.
С 1939 года в авиагарнизоне, в воинской части 2104, размещался штаб отдельной авиабригады погранвойск НКВД СССР (командир – полковник <nobr>И. М. Чупров</nobr>, военком – полковой комиссар <nobr>С. С. Крышан</nobr>, начальник штаба – майор А.И. Зиновьев), объединяющий независимо от дислокации все авиационные части пограничных войск нашей страны. В годы войны это была многопрофильная бригада, в ней воевали и летчики-истребители, и летчики военно-транспортной авиации. Лётный и инженерно-технический состав полков и эскадрилий отдельной авиабригады пограничных войск авиагарнизона Быково успешно выполнял ответственные задания командования. Прикрывал отведённые ему сектора от налётов вражеской авиации, обеспечивал связь с войсками НКВД по охране тыла действующей армии, с партизанскими отрядами, доставлял им оружие, боеприпасы, радиостанции, продовольствие и медикаменты, забрасывал спецгруппы в тыл противника.
В августе 1941 года в Быково был сформирован 1-й истребительный авиационный полк пограничных войск НКВД. Состоявший из трех эскадрилий самолетов МиГ-3 и эскадрильи пикирующих бомбардировщиков Пе-2, он вошел в оперативное подчинение 6-го авиационного корпуса и охранял с воздуха восточный сектор Москва – Кашира – Коломна. Главная задача этого полка заключалась в прикрытии Каширской ГРЭС, которая давала свет правительственным зданиям и командным пунктам столицы, а также железной дороги, связывающей Москву с восточными и южными регионами страны. Приказ звучал так: «Не допустить ни одного прорыва и ни одной сброшенной бомбы врага на охраняемые объекты!» Ценой гибели в воздушных боях восьми летчиков и потери шести самолетов полк свои задачи выполнил.
В начале 1943 года при штабе Отдельной авиационной бригады в Быково на базе 1-й отдельной авиаэскадрильи был развернут 1-й отдельный (транспортный) авиационный полк ПВ НКВД. Он состоял из трех эскадрилий (от 36 до 42 самолетов в разное время) и выполнял важные боевые задачи в интересах погранвойск и других управлений НКВД СССР. Это были полеты в осажденный Ленинград и в тыл врага к партизанам; выброска диверсионных и разведывательных групп в глубокий тыл противника; организация спецсвязи ВГК со штабами фронтов и армий. Большую роль сыграли части и подразделения авиации ПВ в битве за Москву в 1941 году и в блокировании окруженных немецких дивизий под Москвой в начале 1942-го, в операции 1943 года за освобождение Кавказа. 82 летчика авиационных эскадрилий и полков авиабригады погранвойск НКВД, базировавшихся в подмосковном Быково, погибли при защите подступов Москвы в 1941 году и при полетах в глубокий тыл противника в 1942–1944 годах. Их имена увековечены на памятнике в поселке Удельная Московской области.
Летом 1943-го личный состав авиабригады выполнял специальное задание Правительства СССР. На аэродром Быково прибыли два новых транспортных самолета «Дуглас» С-47 и один Ли-2. 27 ноября 1943 года на двух из этих самолетов (полковников В. Грачева и А. Голованова) отправилась в Тегеран правительственная делегация: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Климент Ворошилов. На третьем самолете (подполковника М. Скрыльникова) находилась группа обеспечения перелета и охраны членов правительства из авиабригады ПВ НКВД во главе с заместителем начальника погранвойск генералом Аркадием Аполлоновым. Позже, весной 1946 года, на одном из С-47 летчики экипажа майора П. Кудицкого из 1-го авиационного полка погранвойск доставили на Нюрнбергский процесс фельдмаршала Паулюса.
Десятки ночных полетов с Быковского аэродрома за линию фронта совершили осенью 1941 г. – зимой 1942 г. экипажи самолетов Ли-2 под командованием старших лейтенантов <nobr>М. С. Скрыльникова</nobr>, <nobr>П. С. Кудицкого</nobr>, <nobr>А. С. Савиных</nobr>, <nobr>П. П. Карпенко</nobr>.Парашютную подготовку партизаны и разведчики проходили в 1-ом ОАП. В октябре 1943 г. начальником парашютно-десантной службы уже Отдельной авиадивизии ПВ НКВД СССР был назначен подполковник <nobr>И. Г. Старчак</nobr>. В годы войны рядом с поселком Быково была развернута отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД. Весь личный состав этой бригады в плановом порядке проходил парашютную подготовку на базе парашютно-десантной службы авиабригады, а затем авиадивизии. Иван Григорьевич Старчак был первым, кто в СССР совершил тысячу прыжков с парашютом. На его личном жетоне, подвешенном к знаку «Мастер парашютного спорта СССР», была выгравирована цифра – 1096&Prime;.
По воспоминаниям ветеранов 1-го истребительного авиационного полка, помещенным в книге генерал-майора авиации Ильи Чупрова «Авиация в охране границы», «немецкие самолеты всячески старались вывести из строя аэродром Быково. При налете на аэродром они применяли своеобразную тактику: внезапно нападали из облаков, как правило, самолетами-одиночками. Выйдет из облаков такой самолет, сбросит бомбу и сразу же уходит опять в облака, второго захода не делает. При этом взять на прицел вражеский самолет было довольно трудно. Первый такой налет на аэродром был сделан днем 3 августа 1941 г. Немецкий самолет Хе-111 выскочил из облака и сбросил зажигательные бомбы на стоянку истребителей, но бомбы упали в стороне от самолетов, не причинив им вреда. „Зажигалки“ быстро потушили».
В память об авиаторах-пограничниках, в честь их боевых заслуг в Зелёном городке посёлка Удельная Раменского района Московской области установлена стела.
31 марта 2015 г., 13:55
Яна Сердцева
Учащаяся 10 "А" класса Муниципального общеобразовательного учреждения Удельнинская гимназия

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Место расположения:

Введите в строке поиска нужный адрес, пример: Иркутская область, Братск, улица Баркова, 31, выберите один из результатов. Максимально увеличив масштаб карты, укажите, по возможности, точное расположение памятного места на спутниковых снимках или обычной карте, появится метка в виде красной стрелки.

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

10 907 памятных мест 4 658 городов

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.