Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Р-343
Памятная доска участнику Великой Отечественной войны в городе Гремячинске Пермского края
ЯКУШЕВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ
(1922−1997)
Великая Отечественная война для меня, молодого тогда парня,
стала большой жизненной школой. По существу,
эти годы совпали с началом моей самостоятельной взрослой жизни.
<nobr>П. С. Якушев</nobr>
9 мая 2010 года в школе № 11 города Гремячинска Пермского края была торжественно открыта мемориальная доска участнику Великой Отечественной войны, директору школы Павлу Сергеевичу Якушеву. Неудивительно, что память об этом человеке в день 65-летия Победы собрала на школьном дворе много людей, знавших Павла Сергеевича лично и не знакомых с ним. И мы, тогда еще учащиеся школы, с замиранием сердца слушали выступления об этом удивительном человеке.
Сколько испытаний выпало на долю этого мужественного человека!
Павел Сергеевич родился 2 августа 1922 года в селе Бондюг Чердынского района Пермской области. Трудиться начал каменщиком на Усольском пивзаводе. В 1940 году призван в Армию. На фронт попал 20-летним лейтенантом после окончания Дальневосточного артиллерийского училища. С июля 1942 года начал командовать взводом, а затем батареей артиллеристов. Как говорит <nobr>П. С. Якушев</nobr> в своих воспоминаниях: «Многое довелось испытать, узнать и повидать. Расширился мой кругозор. Заграница в те годы для нас, советских людей, была запретной зоной. Пройдя в составе артиллерийских частей Германию, Польшу, Австрию, Чехословакию я увидел, как живут там люди, общался с ними». Службу свою начал на Дальнем Востоке. Победу встретил в Праге. А до этого был еще Сталинград, Днепр. Трижды был ранен. Награжден боевыми орденами и медалями: Отечественной войны 1 степени, Красного знамени, Красной звезды, За оборону Ленинграда, За освобождение Праги, За Победу над Германией в ВОВ 1941–1945 гг., а также медалью Жукова.
Нам хотелось бы остановиться на нескольких эпизодах из жизни Павла Сергеевича. Жаль, что мы не застали его в живых, но школа и город до сих пор хранят память о нем.
«Родился в рубашке» 19 ноября 1942 года войска Донского фронта начали наступление по окружению Сталинградской группировки. Завязался бой, наши несли потери. Меня вызвал командир дивизиона и приказал взять три танкетки Т-20 и подавить опорный пункт противника. Уложив на танкетки шестерых бойцов, мы рванули к окопам. Не доезжая 20 метров, остановились и начали бросать гранаты, а затем с криком: «За Родину, за Сталина!» спрыгнули в окоп противника. Над головой свистели пули, осколки от гранат. Вдруг я получил резкий удар по голове, посыпались искры из глаз. Сначала боли не почувствовал, потом потекли струйки крови. Понял, что ранен. Ребята помогли добраться до танкетки. Прибыло подкрепление и опорный пункт был захвачен.
Я лежал в госпитале в Борисовоглебске. Хирург, удаливший мне пулю из-под черепа, сказал: «Ну, парень, родился ты в рубашке!».
«На волосок от смерти» 14 июля 1944 года Первый Украинский фронт начал наступление на Радехов, Броды, Львов, Сандомир с целью форсировать Вислу, захватить плацдарм и с него начать освобождение Польши. На третий день наступления, в бою за город Радехов я был тяжело ранен. Вражеский снайпер целился, но промахнулся, и пуля пробила плевру, сломала два ребра и улетела дальше. Я два дня был без сознания. Но молодой организм взял верх и я остался жив. А затем начались бои за освобождение Польши, Германии, встреча с американцами, освобождение Чехословакии. Много еще было встреч, боев, трагедий – всего не перескажешь. Стремительно приближался конец войны. (Для Якушева она закончилась в Праге, столице Чехословакии). Был теплый весенний день, радостный для всех нас, воинов Советской Армии, а также жителей Праги. Это был долгожданный Праздник Победы. «Мы победили в этой войне, потому что сражались за честь, свободу, независимость Родины, любили свою землю, свои обычаи, язык, свое Отечество».
«Смекалка и юмор – необходимое оружие солдата». В конце февраля 1945 года войска 13-й армии стремительно вышли к последней крупной водной преграде на пути к центру Германии – городу Берлину.
По Одеру проходила старая граница между Польшей и Германией. Немцы построили почти по всей линии границы доты – долговременные бетонные бункеры с круговым обстрелом, с вентиляцией, запасом воды и питания, двухэтажными нарами для отдыха обороняющихся.
Наши войска, подступив к Одеру, сходу форсировали реку по еще сохранившемуся тонкому люду. Заняли плацдарм и стремились расширить его. Тяжелую технику, пушки, машины, танки ледяной покров не держал, и тогда поступил приказ – усилить лед. В дело пошли доски, балки, после чего удалось переправить лошадей, пушки – вплоть до 76-миллиметровых. Однако машины лед не выдерживал.
Наш противотанковый дивизион стоял в метрах двухстах от переправы. Как всегда, в небе появилась «рама», сбросила свои четыре бомбы и улетела. По опыту мы уже знали, что следом прилетят «юнкерсы» бомбить переправу.
Вот тут и проявились сметка, солдатский опыт. Кто-то предложил использовать немецкие доты как укрытие от немецких бомб. Все батарейцы, кроме охраны, быстро перебрались по льду на другой берег, укрылись в брошенных противником дотах и оттуда наблюдали, как бомбы рвались на льду, на болотистых берегах, не причиняя большого вреда нашим войскам.
Бомбежка закончилась, и батарейцы побежали к своим пушкам. За день такие «пробежки» пришлось совершать раз пять. В итоге батарея не потеряла ни одного бойца.
После демобилизации Павел Сергеевич работал инструктором орготдела <nobr>Ворошиловградского Р. К.</nobr> ВКП (Б), учился в Молотовской областной партийной школе. С 1949 года он работал в аппарате Гремячинского горкома партии. В 1950 г. преподавал историю в школе № 2, а с 1953 по 1955 г. был директором средней школы рабочей молодежи. В 1955 г. избран вторым секретарем ГК КПСС и работал им девять лет. С 1964 года по 1976 года – он директор средней школы № 11, затем пять лет руководил городским отделом народного образования. Заканчивал трудовую деятельность руководителем военного дела в школе № 11.
Сухие строчки биографии. Но сколько событий они скрывают за собой. Были и успехи и поражения. Но всегда выручала закалка человека, прошедшего войну.
В 1997 году Павла Сергеевича не стало. Сейчас в школе учатся дети тех, кого обучал Павел Сергеевич. Именно они передают эстафету памяти об этом Человеке и Учителе.
В памятном адресе Павлу Сергеевичу в день 65-летия Победы записаны следующие слова: «Был сорок первый? Был. Но только был! А есть и вечно будет сорок пятый!»
В статье, посвященной 50-летию Победы Павел Сергеевич писал: «…Нас, фронтовиков, осталось немного. Вспоминаются слова из песни военных лет: „Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои…“ Но не отгремели те бои в наших думах, ранах, сердцах. Пусть наступающий праздник Победы разбудит в народе глубинные слои сознания, связанные с честью и справедливостью, ответственностью перед потомками, разбудит веру в будущее России».
Все дальне уходит от нас война. Все меньше в живых остается ветеранов.
Историю войны мы больше узнаем из книг, опубликованных и неопубликованных воспоминаний, музейных экспозиций, фильмов.
На митинге в честь открытия мемориальной доски прозвучали слова: «Мы будем достойны памяти героя, будем учиться у Павла Сергеевича мужеству, целеустремленности, твердости характера, любви к Родине!»
Пусть этот призыв будет звучать еще долгие годы.
Кушнарев Виталий, Лизунков Александр
учащиеся II курса
филиала ГБОУ СПО «Чусовской индустриальный техникум»
в городе Гремячинске Пермского края
19 марта 2015 г., 20:21
учащиеся филиала Чусовского индустриального техникума в городе Гремячинске Пермского края
Учащиеся филиала Чусовского индустриального техникума в городе Гремячинске Пермского края занимаются поиском материалов по истории города и нашего учебного заведения, принимают участие в краевых конкурсах по краеведению
Гараева Ольга Анатольевна
В поисковой работе принимают участие учащиеся: Минабутдинов Артем, Кушнарев Виталий, Лизунков Александр, Микрюкова Ирина и др.

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

10 960 памятных мест 10 981 история 4 883 города

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.