Воинам Великой Отечественной войны посвящается
улица Ленина
МБОУ «Гимназия г. Навашино»
В годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. в здании нашей школы (тогда средняя школа поселка Мордовщиково) располагались эвакогоспитали № 1763, 3010, 5830.
Секретарь комсомольской организации школы Киселева Анна Дмитриевна (Новикова) вспоминает:
— Перед размещением госпиталя мы комсомольцы вымыли школу, а потом пошли по поселку собирать койки, простыни, подушки, посуду, одеяла, кастрюли для раненых. Поражала отзывчивость людей, которые с готовностью относились к нашей просьбе и отдавали вещи, которых и у самих-то не было.
Самая трудная работа выпадала ученикам. Когда из Москвы пребывали эшелоны с раненными. На носилках их нужно было со станции перенести в школу. В учительской была операционная, вот туда и доставляли по ночам раненых.
Ребята ухаживали за ними, стирали бельё, бинты, писали за них письма, устраивали концерты.
До наших дней сохранился список личного состава эвакогоспиталя
(медперсонал), располагавшегося в здании нашей школы:
1. Коробко Ефим Илларионович — начальник госпиталя. Подполковник медицинской службы.
2. <nobr>Поченова В. Т.</nobr> — заместитель начальника госпиталя, майор медицинской службы.
3. Смородько — замполит
4. Медсёстры: Бурик Д., <nobr>Воскобойник М. Н.</nobr>, <nobr>Кравченко М. А.</nobr>, <nobr>Сиренко У. В.</nobr>, Телюна Г., Чашко <nobr>О. З. Есина</nobr> Мария Федоровна, 1924 года рождения, молоденькой девушкой пришла работать в госпиталь. Устроилась гардеробщицей. Но на самом деле выполняла разную работу. Ухаживала за раненными, помогала добрым словом. По словам сестры часто приходила с работы усталая не только физически, но и душевно. Страшно было смотреть в глаза умирающим солдатам, которые и не видели ещё жизни. Очень хотелось жить, любить. Но не каждому это было суждено.
Подболоцкая Валентина Васильевна работала санитаркой в госпитале. Ухаживала за раненными. Работала с утра и до позднего вечера без отдыха. Ходила за продуктами, стирала бельё, готовила всё сама. Очень тяжело было с едой, кормила раненых крапивой, щавелем, столбунцами. Не было в достатке и медикаментов, а также бинтов. Она старалась из всех сил, чтобы помочь раненым и докторам госпиталя.
Однако многие солдаты-пациенты госпиталя не смогли оправится от ран и были похоронены в навашинской земле.
Андрианов Кузьма Лаврентьевич
Каралкин Анатолий Петрович
Ковырин Яков Андреевич
Майоров Константин Петрович
Мукиенко Андрей Антонович
Попов Николай Иванович
Стародымов Иван Артемьевич
Турчанов Михаил Ильич.
Поисковые группы наших учеников разыскивали родных погибших солдат. В военкомате получали данные на погибших. Вашему вниманию представлены письма родных погибших солдат, которые писали поисковым группам нашей школы, от семей Закалашвилли, Стародымовых, Майоровых.
Четыре огненных года прошагали наши солдаты, дорогами войны, приближая победный час. Среди них были и педагоги нашей школы: Пигин, Исаев, Лубянцев, Козлов, Зайцев. Вернувшись с войны, они пришли преподавать в нашу школу.
Страшными были годы войны для тех, кто шагнул в войну прямо со школьного порога, как выпускники нашей школы: Чернышова, Кислова, Швырлова, Домнин, Щепров и др. Это был прыжок из беззаботного детства в гущу самой большой трагедии, которая выпала на долю нашего народа.
К сожалению, многие выпускники нашей школы — защитники Родины не вернулись домой с фронта.

Лушин Александр
Паршин Николай
Денисов Николай
Климов Вениамин
Левин Константин
Ларионов Михаил
Максимов Иван
Панасенков Петр
Гришин Николай
Майоров Борис и др.

Когда кончилась война, занятия вновь возобновились. На первых порах приходилось заимствовать парты у других школ, а как наши были вынесены во двор и жители их унесли, используя в качестве дров. Тогда с дровами было тяжело, а отопление было печное. После уроков комсомольцы-старшеклассники уходили в лес на заготовку дров. Их пилили, складывали во дворе, топили печи. Занятия в коле не прекращались ни на один день.
3 июля 2016 г., 19:40
Коллектив педагогов МБОУ «Гимназия г. Навашино»
Наш коллектив ведет активную работу по формированию чувства патриотизма у обучающихся Гимназии. В МБОУ «Гимназия г. Навашино» работает музей, целью которого является: создание организационно-педагогических условий, способствующих духовно-нравственному развитию обучающихся, формирование у них коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Воспитательная работа нашей гимназии всегда насыщена патриотическим содержанием, интересными формами работы. В воспитательной системе работы гимназии существует ряд мероприятий, которые проводятся в музее или с использованием музейных материалов. Детям нравится посещать музей гимназии, они с большим интересом рассматривают фотографии и альбомы, старинные вещи, экспонаты, многие из которых можно трогать руками.
Важное место в патриотическом воспитании школьников занимает поисковая работа. Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления обучающихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств.
Агафонова Евгения Александровна
Агафонова Евгения Александровна
Гаврилин Дмитрий Юрьевич
Берсенева Ксения Юрьевна

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

10 965 памятных мест 10 987 историй 4 885 городов

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.