Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Обелиск погибшим в годы ВОВ
Сочинение «Только доблесть бессмертно живет»


Ученицы 8 класса
Штер Екатерины, 14лет.

Село наше – Старая Иванцовка, немецкое поселение. По Указу царицы Екатерины Поволжье было заселено немцами, так и появилось поселение на берегу реки Торгун. Во время Великой Отечественной войны в селе находился эвакогоспиталь № 1959. Раненых привозили из Сталинграда, начиная с августа 1942 года. Сначала госпиталь располагался в деревенском доме. За ранеными ухаживали жители села. Очень помогала семья Ахметовых, Чайкалак. Рубили кизяки, собирали сухую траву, этим топили печи. Женщины для раненых выпекали хлеб, готовили курт, солили мясо, стирали бельё, бинты, дети ловили в реке рыбу, сушили её. Когда немецкие самолеты стали обстреливать железную дорогу на станции Палласовка раненые прибавились. Тогда их разместили в клуб, кроватей не хватало. Сбивали из досок деревянные широкие лавки, на них и спали раненые.
В августе 1941 года стали прибывать беженцы в село. Вот как об этом рассказывала Кашпор Анна Федоровна: «Лето 41 года было жаркое, немцы заняли территорию Украины, начались аресты, расстрелы. Мне было 12 лет. Я пионерка, отличница, мечтала стать учителем. Однажды отец, председатель колхоза, сказал нам: „Надо спасать колхозный скот, угонять его за Волгу, чтобы не достался он врагу“. Через день все было готово, и мы отправились в дорогу. Людской поток лился как река, люди уходили на восток, спасались сами и спасали скот. Немецкие самолеты совершали часто налеты, гибли животные и люди: старики, дети и женщины. Шли долго, потеряли третью часть стада, многих товарищей. Когда подошли к Волге, она постоянно обстреливалась немецкими самолетами. Только ночью смогли переправиться вместе со скотом. Так оказались в заволжских степях. С останками скота нас направили в Житкур, на территорию Эльтона. Здесь базировалось летное училище. Сюда же в эвакогоспиталь привозили раненых. Потом было село Старая Иванцовка. Мы вместе с мамой как беженки, получили саманный домик, и стали в нем жить. Ходили в госпиталь и ухаживали за ранеными солдатами. Мы ходили к раненым, писали письма их родным, читали книги».
Ахметов Яков вспоминает: «Мы были подростками по 12−13 лет. Семья наша – татарская. Было много детей. Ходили в школу, дружили с детьми из немецких семей. Они знали наш язык, мы – их. Пасли скот в степи, голодали, но раненым несли «последний» кусок. Так как наш отец был на фронте, то нас тянуло к чужим мужчинам, чтобы поговорить с ними, почувствовать отцовскую заботу. Раненые для нас были как отцы наши. Могли и поругать, могли приласкать. Когда они возвращались на фронт. Провожая их, мы плакали. Помню фамилию: Чайкалак Амин, Павленко Афанас, Лордин Иван, Линизер Элизар, Каменский Владимир, Игнатченко Георгий, Вторук Алексей, Буденный Петр.
На берегу реки Торгун, на окраине села, в 1995 году был поставлен памятник на том самом месте, где располагался Эвакогоспиталь с 1941 – 1943 годы. На плите фамилии воинов
Кулешов Николай Емельянович, старший сержант 176 танкового полка. Родился в Харьковской области, Краснопольском районе в 1915 г. Ранен под Сталинградом 9 августа1942 года, умер от ран в декабре 1942 года в эвакогоспитале в с. Старая Иванцовка, похоронен здесь же, в братской могиле.
Натыров Эрест, рядовой 141 стрелкового полка. Родился Казахстане, в Молдыбекском р-не. в с. Большие Чары. Умер от ран в декабре 1942 г. в госпитале.
Семенов Алексей Иванович, рядовой .92 стрелковой бригады. Родился в г. Саранске, Чувашской АССР. Умер от ран в декабре 1942 в госпитале. Жукевич Фома Лукьянович, сержант 149 отдельной бригады. Родился в Кемеровской области, Юргинском районе в 1902 г. Умер в январе 1943 года.
Истанов Самат, 1910 г. рождения, рядовой. Родился в Казахстане, Калининского района. Умер в сентябре 1943 года от ран.
Смелков Павел Иванович, рядовой 92 стрелковой бригады. Родился в Вологодской области, в Ковчинском районе. Умер от ран, захоронен в с. Старая Иванцовка.
Бахтияров Ахмедулла Ахметович, 1925 года родился в Татарстане Тюлячинском районе, деревне Шадки. Активный участник обороны г. Сталинграда, дважды ранен, скончался в сентябре1943г.
У подножия памятника всегда цветы. Традицией стало проводить Уроки Мужества у памятника. Сюда приходят жители села Старая Иванцовка, школьники, ветераны Великой Отечественной войны. Часто встречается с ребятами Кодин Павел Васильевич. Во время войны был юнгой на катере «Большой Охотник», был минером и тральщиком. На дне Баренцева моря с 1944 – 1947 гг. вылавливали мины и обезвреживали их. Ветеран вспоминает: «Служба на катере в Баренцевом море была очень тяжелая и опасная, особенно зимой с октября 1944 года по май 1945 года было выполнено около двухсот боевых задач. Море не замерзло, порой поднимался такой ветер, что удержаться на палубе было невозможно, оттого что она была скользкой ото льда. Мы обезвреживали глубинные бомбы. Немецкие субмарины бороздили по дну Баренцева моря, они охотились за судами, перевозившими оборонные грузы из портов Кольского полуострова. Однажды двух моих товарищей смыло волной в море. Спасти мы их не смогли. «Такое порою случалось на нашем катере». Я горжусь тем, что родилась в селе Старая Иванцовка, мои земляки выхаживали раненых во время войны, а потом установили памятник воинам, умершим от ран в эвакогоспитале. Мы знаем и помним имена своих героев, чтим их память и никогда не забудем.
28 апреля 2015 г., 12:34
Учителя и учащиеся МКОУ "Староиванцовская ООШ"
Творческая группа
Трошина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Штер Екатерина, ученица 8 класса

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

10 933 памятных места 10 937 историй 4 872 города

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.