Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Курская область, Льгов
Могила Артоболевского Г.В.
АРТОБОЛЕВСКИЙ, Георгий Владимирович (1898 - 1943) - ученый-зоолог и артист, мастер художественного слова, общественный деятель, автор нескольких работ по актерскому мастерству и методических разработок для преподавателей русской литературы. В 1930 - 1933, находясь в заключении, работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Похоронен в усадьбе `Нижние Деревеньки` в г. Льгове Курской области. Соч.: Пушкин в художественном чтении. Л., 1938. Как читать Пушкина. М., 1938. Очерки по художественному чтению. М., 1959 и др.
В тени башни Шамиля, находятся две могилы с обычными обелисками из мраморной крошки. На одной из них читаем: «Мастер художественного слова Артоболевский Георгий Владимирович». Мало что говорит сейчас это имя. И трудно представить его известность в довоенные годы. Мы гордимся многими людьми, родившимися на нашей земле. А большой артист и педагог нашел у нас свой последний приют.
Летом 1943 года Льгов был прифронтовым городом. В Банищанских лесах находились части 60-й Армии готовившиеся к решительному наступлению. В начале июля из Москвы сюда прибыла большая бригада артистов. Руководил ею Георгий Владимирович Артоболевский. Люди искусства как могли, помогали фронту, вселяли в войнов уверенность в победе, поднимали у них настроение, бодрость духа. И это был немаловажный фактор.
Очередной концерт подходил к концу, выступал Артоболевский. Он читал своего любимого Пушкина, и весь ушел в поэтический мир стиха. Над лесом звучало: «Но близок, близок миг победы…». И тут, неожиданно, над лесом появились немецкие самолеты, вниз полетели бомбы. Слушатели стали разбегаться по укрытиям. Артист все видел, но не мог прерваться и читал до конца.
Бомбежка прекратилась. Артоболевский лежал на импровизированной сцене, держась за грудь. Его срочно перевезли в Льгов в госпиталь. Но помочь уже ничем было нельзя. Эмоциональное сердце артиста не выдержало. Он умер от инфаркта миокарда. Похоронен Георгий Владимирович был с оказанием всех воинских почестей. И первый венок на могилу положили представители городских школ с надписью на траурной ленте: «Любимому мастеру художественого слова Г. В. Артоболевскому от благодарных педагогов и учащихся нашей Родины».
Родился Георгий Владимирович Артоболевский 31 декабря 1898 года в Киеве. Его отец - известный ученый зоолог, профессор Киевского университета. Мать была образованной женщиной, артистичной, прекрасно знавшей литературу и искусство. Увлечения родителей повлияли и на юного Георгия. Еще в гимназии стал серьезно заниматься зоологией, в которой весьма преуспел, опубликовал более сорока научных работ, а самая первая была посвящена изучению стрекоз. Одновременно влюбился в драматический театр. Он переводит французских поэтов, пишет исследование творчества индийского писателя Рабиндраната Тагора, сам сочиняет стихи, выступает на сцене.
Позже он вспоминал:
«С детства же я любил читать вслух. Пушкин и Маяковский - два поэта, которые толкнули меня к искусству чтения. Мне памятна моя творческая победа, связанная с именем Пушкина: в классе четвертом преподаватель дал мне прочесть на уроке «Андрея Шенье», и вот, когда я почувствовал, как шумливый класс постепенно затихает и подчиняется моему волнению настолько, что последнее горькое восклицание –«Плач, муза, плач!» пролетело в звенящей тишине - вот этого я не забыл до сих пор, и память моя бережно хранит это не как простой факт, а как событие, как поворотный пункт, давший мне ощутить власть искусства и трепет наивного, но искреннего творчества».
Окончив в 1917 году гимназию, Г. В. Артоболевский все же поступает на отделение естественных наук Киевского университета. Но жизненный путь еще не определился и одновременно начинается учеба в Киевской консерватории на оперного певца, а также в Театральной Академии на драматического артиста. Трудно себе представить, как это можно совместить одновременно!
Высокий, красивый мужчина, имевший полнозвучный баритон, артистичные манеры и подающий надежды ученый - зоолог. Ему интересно все. Таким он был в то время. Как трудно выбирать жизненный путь, будучи разносторонне одаренным.
В 1925 году происходит встреча Артоболевского с крупнейшим отечественным театральным деятелем К. С. Станиславским. И Георгий Владимирович получает приглашение переехать в Москву. Работа, хотя и любимая, но заключающаяся в выполнении воли режиссера, подчинении ему, Артоболевского совсем не устраивает. И он находит свое место в искусстве, которое станет делом всей его жизни. Артоболевский уезжает в Ленинград, где изучает историю искусств, труды виднейших мастеров художественной речи, делает пробные выступления на концертах.
17 апреля 1927 года для Артоболевского стало знаменательным. Он дал первый, целиком свой концерт, посвященный советской поэзии. В то время не было телевидения, кино только вторгалось в жизнь, печатное слово было не для всех доступно. И вот появляется на сцене один человек, который заменяет собой театр и вводит неискушенного слушателя в доселе незнакомый мир прозы и поэзии. В своей автобиографии он вспоминал, как помогала ему учеба в консерватории, которая научила владеть голосом, оперный репертуар дал эмоциональную приподнятость при декламации многих литературных произведений.
Музыкальная одаренность позволила создавать оригинальные литературно-музыкальные композиции, что еще больше привлекало слушателей. В этом ему помогала жена, пианистка Анна Даниловна Карпека - Артоболевская. Уже после войны ее имя будет звучать наравне с известным музыкальным педагогом Кабалевским. Во многих изданиях опубликованы ее статьи об особой роли музыки в воспитании детей, а руководители страны (например, «наш Никита Сергеевич»), стремились отдать детей в ее классы.
Поражает объём репертуара Артоболевского. В период с 1934 по 1939 годы он подготовил целый цикл концертов, побывав на которых, можно было составить представление обо всей мировой литературе. Состоял он из шести программ:
1. Античность (отрывки из древнегреческих и древнеримских трагедий и комедий).
2. Восток (отрывки из «Давида Сасунского», «Витязя в тигровой шкуре» Руставели, «Шах-Наме» Фирдоуси и др.).
3. Средневековье (отрывки из «Песни о Нибелунгах», «Действе о Тиофиле» и др.).
4. Возрождение (Данте, Петрарка, Бокаччо).
5. Восемнадцатый век (Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Державин, Фонвизин, Радищев).
6. Реализм (Пушкин, Гоголь, Некрасов, Л. Н. Толстой, Тургенев, Горький).
Кроме этого были целые программы, посвященные Пушкину, Маяковскому, «Слову о полку Игореве», «Дон-Кихоту», да всего и не перечислишь. Такого не было ни раньше, ни позже. Это был уникальный случай, когда один человек представлял всю мировую литературу. Подобное сделать уже не смог никто.
Голос Артоболевского звучал на сценах главных театров страны и в рабочих клубах, в филармониях и армейских частях, в школах и госпиталях. И в полной тишине люди впервые слушали лучшее, что создали классики мировой литературы.
Кроме артистической деятельности заслуживают внимания и его теоретические работы: «Современное стихотворение в школе», «Пушкин в звучащем слове», «Как читать Пушкина», «Пушкин в художественном чтении», «Очерки по художественному чтению», «О мастерстве художественного слова». Многочисленную аудиторию привлекали циклы его лекций читаемые в вузах.
22 апреля 2015 г., 18:53
Коллектив воспитанников ОКОУ Льговская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, 8 класс "А"
Это дети, приехавшие из рахных районов области, которые в силу своих особеннорстей здоровья оказались объединены под одной крышей в г.Льгове, ребята проявляют интерес к истории своего Отечества.
учитель школы-интерната Михайлова Светлана Александровна
Группа воспитанников 8 «А» класса школы-интернат:
Захарова Татьяна,
Нескоромный Валерий,
Пальчун Денис,
Савоненко Екатерина,
Янгазова Наилия

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Место расположения:

Введите в строке поиска нужный адрес, пример: Иркутская область, Братск, улица Баркова, 31, выберите один из результатов. Максимально увеличив масштаб карты, укажите, по возможности, точное расположение памятного места на спутниковых снимках или обычной карте, появится метка в виде красной стрелки.

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

10 907 памятных мест 4 658 городов

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.