Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Республика Саха (Якутия), Алданский район, поселок городского типа Ленинский
Памятник Героям Советского Союза
Память о павших…
В маленьком поселке Ленинский Республики Саха (Якутия) Алданского района, возле клуба, по улице Ленина, стоит памятник воинам, ушедшим на фронт с поселка и награждённым почетной медалью «Герой Советского Союза».
К сожалению, никого из героев уже давно нет в живых. Среди имен на памятнике есть имя Жадейкина Максима Степановича, который совершил героический подвиг при форсировании Днепра в 1943 году. Погиб в бою 9 января 1944 года. Похоронен в братской могиле в Житомировской области. Но в нашем поселке осталась его семья. На данный момент жива только его дочь, Жадейкина Нина Максимовна.
Узнать побольше о жизни Героя Советского Союза и его семьи мы смогли из рассказа Нины Максимовны.
Т: Сколько вам было лет, когда ваш отец ушел на фронт?
Н.М: Мне было почти 4 года. Папу забрали в августе, а день рождения у меня в октябре.
Т: Сколько лет было Максиму Степановичу, когда он ушел на фронт?
Н.М: Моем у отцу было 27 лет. Он был достаточно молод, когда ушел защищать Родину.
Т: Чем занимался ваш отец до войны?
Н.М: До войны папа был плотником, строил дома. Даже сейчас в поселке осталось два дома, которые построил мой отец.
Т: Помните ли вы своего отца? Каким он вам запомнился?
Н.М: Конечно помню, он до сих пор стоит у меня перед глазами! Я очень любила и люблю своего папу и забыть о нем я не могу. Он был очень ласковый, добрый и отзывчивый. Всегда меня водил на танцы, в кино и везде – везде. Очень хороший был и общительный. Его бригада была 40 человек, у меня даже есть фотография этих людей, вся его бригада его очень любила. Особенно Ситников Иван Иванович. Иван Иванович был фрезеровщиком, и его прислали к нам с Сибири. И когда он приехал, мой отец привел его домой и сказал маме: «Ната, я привел квартиранта», на что мама задала ему вопрос: куда мы его поселим, ведь квартира была у нас маленькая. «Ну ничего, мы с ним построим полати, и он будет у нас». Тогда-то я и узнала Ситникова, он меня все время таскал на горбушке. Вместе с отцом Иван Иванович ходил на охоту. Ведь это было любимое занятие папы. Ходил на медведя, а белке всегда бил только в глаз. Он был снайпером, поэтому его и взяли сначала в армию на Восток, а потом уже на фронт.
Т: Сохранились ли письма отца с фронта?
Н.М: Письма, к сожалению, сгорели все в музее. Работники попросили у меня их, чтобы переписать, и через несколько дней начался пожар. Писем было очень много, но ни одного письма не осталось.
Т: А, может, вы что-нибудь помните из писем?
Н.М: Я читать тогда не умела, но только помню, что всегда нам присылал письма с рисунком. Там могли быть танки, взрывы, самолеты.
Т: Как ваша семья обходилась без Максима Степановича?
Н.М: Очень тяжело. Когда нам сообщили, что папа – Герой Советского Союза, мы очень обрадовались, узнав это, но потом, через- 4−5 месяцев, сообщили, что Жадейкин Максим Степанович (без вести пропавший) – Герой Советского Союза. Маму тогда парализовало. Нас с сестрой хотели отдать в детдом, но наш председатель приискового совета не согласился. Лену, мою сестру, он сдал в круглосуточные ясли, ведь ей тогда шел третий годик, а меня к себе забрал. У него своих было 8 человек, так он меня еще к себе взял. И я с его сыном Валентином ходила в школу, мне было 6 лет, но я уже умела писать и читать. Когда я закончила семилетку, мне не было даже тринадцати лет.
Т: Кто еще из вашей семьи принимал участие в боевых действиях ВОВ?
Н.М: Практически все мужчины. Со стороны мамы на фронте погибло 10 человек, а у отца погибло 3 брата, а сестра Маруся вернулась без ног. Она была хирургической сестрой. Но моя бабушка об этом не знала до тех пор, пока кто-то случайно ей не сказал. После такой вести ее разбил паралич, и на 93 году она умерла. Она бы еще прожила, ведь не зря тетя Маруся говорила: «Только не рассказывайте маме, она не выдержит». А дед мой был на «Ленском» расстреле и спасла его одна бурятка. Он без ноги был, кулдышку себе сделал и ходил с ней. Прожил до 90 лет.
Т: Какие награды получил ваш отец?
Н.М: У него был Орден Красного Знамени и звание Героя Советского Союза за форсирование Днепра. Это все, о чем я знаю.
Т: Где похоронен ваш отец?
Н.М.: Он похоронен на Украине, в нескольких километрах от границы. Боюсь, что сейчас памятника сейчас нет. Ездили мы на его могилку уже без матери, потому что известие о том, что папу нашли, мы получили через несколько лет после смерти матери. Дети были уже взрослые. Ирина закончила медицинское училище и уехала в Якутск, а Максиму нужно было идти в армию. Тогда я пошла в военкомат и объяснила, что нашлась могила отца и нужно ехать. Максима отпустили и призвали уже осенью.
Т: Какой след в вашей семье оставила война?
Н.М: Моя мама была 5 раз парализована, а я так и не выучилась. Мама постоянно была в больнице, а жить как-то надо было. Поэтому приходилось работать. А я хотела поступить в техникум на сельскохозяйственный. До сих пор документы лежат, которые я готовила, но не сложилась судьба. Работала на драге с 12 лет, а потом около 30 лет проработала в котельной.
Т: Как вы празднуете 9 мая?
Н.М: 9-ого мая я всегда в слезах. Смотрю на фотографию отца и плачу. На фотографии он в фуражке, да и всегда он почему-то любил быть в фуражке, а ведь у него были очень красивые волосы, но фуражка была всегда на его голове.
Большое спасибо Нине Максимовне за столь интересный рассказ о жизни ее семьи. В нашей памяти навсегда останется подвиг ее отца.
Корреспондент: Лобачева Татьяна (Руководитель: Базыльчук Ирина Николаевна)
22 апреля 2015 г., 14:11
Ирина Базыльчук
Руководитель школьного пресс-центра

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса», далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки» и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка».
  • 4При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Добавить рассказ:

Памятное место:

Найти Добавить

Название рассказа, памятного места:

Тип памятного места:

Текст рассказа, описание памятного места:

Будьте внимательны, если Вы используете материалы (текст, фотографии) с других ресурсов или авторство не принадлежит Вам, то нужно получить разрешение от правообладателей (авторов) и указать в тексте рассказа авторов материалов, ссылки на источники!

Добавьте фотографии:

Добавьте видео:

Предпросмотр

Информация об участнике:

Индивидуально Коллектив
Мы направим Вам ссылку, по которой Вы сможете подтвердить и редактировать информацию.

Сообщение для проверяющего:

11 016 памятных мест 11 059 историй 4 901 город

Конкурс «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ»

В издательстве «Просвещение» подведены итоги первого всероссийского кокурса «Маршрутами КАРТЫ ПАМЯТИ», посвященного теме освещения судеб героев и малоизвестных событий Великой Отечественной Войны.​

Подробнее

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.